Семья и школа – контракт в интересах ребёнка
- Задачи государственной политики в сфере образования, на решение которых направлен проект
Закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый в 2012 г., к числу основных принципов, на которых основывается государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования, относит (статья 3):
- обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (п.2);
- демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями (п.10);
- сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования (п.12).
Статья 54 закона устанавливает, что между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся заключается в простой письменной форме договор об образовании. Закон содержит статью, определяющую права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (статья 44), в которой указано, что родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Закон (статья 63, п.4) даёт родителям право на выбор формы обучения по конкретной основной образовательной программе, учитывая при этом мнение ребёнка.
Закон предусматривает, что образовательные программы начального, основного, среднего общего образования разрабатываются образовательной организацией в соответствии с государственными образовательными стандартами и с учётом соответствующих примерных основных образовательных программ (статья 12). Государственные образовательные стандарты, как отмечается в их тексте, направлены на обеспечение равных возможностей получения качественного общего образования.
Задачей государственной политики в сфере образования является реализация на практике нового закона об образовании и соответствующих ему новых образовательных стандартов.
Данный проект направлен на решение следующих задач, обусловленных необходимостью создания условий для выполнения требований закона об образовании и государственных образовательных стандартов:
- развитие практики договорных отношений между школой и родителями учащихся в области реализации прав детей на качественное образование;
- создание в школе и семье условий, необходимых для достижения качества образования, соответствующего требованиям государственных образовательных стандартов.
- Инновационные механизмы взаимодействия школы и родителей учащихся
Достижение нового качества образования, соответствующего вызовам меняющегося общества, зависит от характера от¬ношений участников образовательного процесса, к которым на уровне шко¬лы относятся учащиеся, педагоги, родители учащихся, школьная админист¬рация. Новый закон об образовании расширяет возможности школы в опре¬делении своей образовательной программы и возможности семьи в построе¬нии индивидуальной образовательной программы ребёнка. В этой ситуации возникает задача согласования прав, обязанностей и ответственности каждой группы участников образовательного процесса.
При решении данной задачи необходимо иметь в виду изменения в поколении родителей, в поколении детей и в системе образования.
На рубеже XIX – XX в.в. возникла необходимость в разработке и реализации специальных обучающих программ для беременных женщин и молодых матерей, ориентированных на их подготовку к выполнению родительских функций в части ухода за ребёнком. Содержанием таких программ было просвещение будущих и молодых матерей в вопросах санитарии и гигиены. Это было обусловлено изменениями, которые происходили в сфере семейной жизни: семьи становились малочисленными, опыт ухода за детьми сокращался, женщины вовлекались в профессиональную деятельность, происходил рост городского населения, менялся сам образ жизни.
Во второй половине XX в. в ситуации осуществления всеобщего образования детей на первый план вышли вопросы педагогического просвещения родителей. В отечественной практике такое просвещение рассматривалось как необходимое для того, чтобы семья выступала помощником школы в деле обучения и воспитания детей.
Во второй половине 80-х г.г. XX в. в области взаимодействия школы и семьи появляется новая тенденция: начинается обсуждение прав родителей в сфере образования и механизмов защиты этих прав. В 90-е г.г. в связи с процессом диверсификации школ в российской системе образования происходит реальное расширение прав родителей, получивших возможность выбора образовательных учреждений.
В современной ситуации взаимодействие школы и родителей, основанное на их педагогическом просвещении, оказывается недостаточным. В научной литературе появляется понятие родительской самоэффективности, отражающее изменения в поведении родителей. Под родительской самоэффективностью понимается уверенность родителей в своих возможностях успешного выполнения родительских функций.
Поведение родителей определяется их собственной позицией, своими взглядами на проблемы воспитания детей и смысл современного школьного образования.
Изменения в поведении родителей выражаются в отказе слепо следовать «педагогическим предписаниям» или, по крайней мере, в их критическом восприятии. Эти изменения обусловлены тем, что все родители имеют собственный опыт обучения в общеобразовательной школе, значительная часть родителей имеет уровень профессионального образования такой же, что и школьные учителя, а также ростом гражданского самосознания родителей. В этой ситуации возникает необходимость изменений в механизмах взаимодействия школы и семьи.
Такая необходимость возникает и в связи с существенными изменениями в поколении детей. В современных научных исследованиях (Д.И. Фельдштейн) отмечается до шестидесяти таких изменений и отмечаются быстрые темпы этих изменений, которые можно своевременно выявить и осознать лишь при сотрудничестве педагогов и родителей.
К этому надо добавить изменения, которые происходят в самой сфере образования: появляются новые образовательные институты, расширяется сфера их влияния, качество общего образования определяется не только формальным (школьным) образованием, но и его взаимосвязью с неформальным и информальным образованием. При этом реальная интеграция формального, неформального и информального образования на уровне ребёнка происходит в семье.
Формирование договорных отношений между школой и семьей в условиях указанных изменений требует создания новых механизмов взаимодействия между основными участниками образовательного процесса.
Таким механизмом может стать контракт, определяющий права, обязанности и ответственность каждой группы участников образовательного процесса.
Для решения данной задачи необходимо создание соответствующих локальных актов, но этого недостаточно. Формирование правовых отноше¬ний участников образовательного процесса предполагает изменение в пози¬циях учителей, учащихся, их родителей, школьных администраторов, их взглядах на смысл современного общего образования, на способы взаимодейст¬вия школы и семьи, школьной администрации и учителей, учителей и уча¬щихся. Такие изменения могут потребовать значительного времени, так как они связаны с преодолением ряда социокультурных стереотипов. Они могут быть достигнуты в результате переговорного процесса, для организации ко¬торого потребуются специальные инструменты.
Главным результатом переговорного процесса должен стать рост взаимного доверия его участников в том, что все они действуют в интересах ребёнка, имеющего право на полноценное, качественное общее образование.
Цель проекта заключается в разработке, опытной проверке и апробации технологии формирования правовых и доверительных отношений участников образовательного процесса.
- Обоснование актуальности и инновационности проекта
Содержание проекта заключается в следующем:
- Контракты заключаются со всеми участниками образовательного процесса – учителями, родителями, учащимися (8-11 класса).
- Контракты определяют права, обязанности и ответственность каждой из сторон, а также общие ценности, которые разделяют участники соглашения.
- Основой для определения прав, обязанностей и ответственности взрослых участников договора (учителя, родители, школьная администрация) является определение прав детей в сфере образования, соблюдение которых должны гарантировать взрослые.
- Предусматривается ежегодное обсуждение выполнения условий контракта.
- Содержание контракта (его модель) определяется в результате переговорного процесса, в котором участвуют учителя, родители учащихся, сами учащиеся, школьная администрация.
- Основным предметом переговоров является согласование взглядов на смысл современного общего образования, компонентами которого являются формальное (школьное), неформальное (различные варианты дополнительного образования) и информальное (повседневная культурная жизнь семьи) образование.
- Предусматривается разработка ежегодной «дорожной карты» - индивидуальной образовательной программы ученика, реализация которой осуществляется через деятельность учителей, родителей и самого ученика.
- Предусматривается разработка карт оценки индивидуального прогресса учащихся.
- Предусматривается определение способов взаимного информирования участников образовательного процесса о достижениях и проблемах учащихся.
- Предусматривается изучение и использование имеющегося опыта индивидуализации образовательного процесса в условиях современной школы.
Новизна проекта по сравнению с массовой практикой взаимодействия школы и семьи заключается:
- в осуществлении комплексного подхода к заключению контрактов (создаётся пакет договоров между всеми участниками образовательного процесса);
- в предмете переговорного процесса (наряду с условиями образовательной деятельности обсуждается её смысл, стратегические цели);
- в разработке технологии переговорного процесса и моделей контрактов, основанных на идее права детей на качественное образование.
Реализация проекта может способствовать решению проблем в области воспитания учащихся, которое зависит от характера взаимодействия школы и семьи. Содержание таких проблем было выявлено в ходе исследования, результаты которого представлены в книге «Национальный проект «Образование». Оценки экспертов и позиция населения» (авт. М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги; М., 2008). Данное исследование выявило имеющиеся дефициты в трудовом воспитании детей, в сфере их приобщения к художественной культуре и политической культуре, к различным видам творческой деятельности, в области профессиональной ориентации (часть седьмая, раздел 4).
Актуальность проекта определяется также тем, что практика договорных отношений между школой и семьей, соответствующая позициям закона об образовании, ещё только формируется. Параллельно с этой практикой складывается опыт (зачастую неудачный) заключения эффективных контрактов с учителями. При этом разработка контрактов с учителями и заключение договоров об образовании с родителями никак не связывается. Одновременно ведутся поиски путей индивидуализации образовательного процесса, которые не имеют какой-либо связи с заключением контрактов с участниками образовательного процесса. Предлагаемый проект может помочь в устранении указанных рассогласований.
- Ожидаемые продукты проекта
- Внутренний регламент школы «Унисон» (права, обязанности и ответст¬венность каждой группы участников образовательного процесса).
- Организация образовательного процесса в школе «Унисон» (рекомен¬дации по обеспечению взаимодействия учителей в достижении мета- предметных и личностных результатов образовательной деятельности).
- Ступени «образовательной лестницы» в школе «Унисон» (пособие для учащихся по определению индивидуаль¬ных образовательных программ).
- Диалоги в школе «Унисон» (пособие, ориентиро¬ванное на включение всех участников образовательного процесса в совместное обсуждение проблем образования и конкретных образовательных проектов, реализуемых в школе).
- «Дорожная карта» (модель индивидуальной образовательной программы на учебный год, определяющие роли ученика, его учителей и родителей в реализации данной программы).
- Эффективность проекта
Реализация проекта не предполагает дополнительных ресурсных затрат на организацию образовательной деятельности учащихся, методической работы с учителями, обеспечение взаимодействия с родителями. Дополнительные ресурсы потребуются на разработку ожидаемых продуктов проекта, их обсуждение, техническое оформление (кадровые, организационные, материальные, финансовые ресурсы). После создания ожидаемых продуктов проекта потребность в дополнительных ресурсах исчезнет.
Эффективность проекта выражается в достижении результатов, значимых для всех участников образовательного процесса, при сохранении или даже уменьшении «цены» достижения желаемых результатов. Имеется в виду, что необходимое время на образовательную деятельность или её поддержку, которое затрачивают учащиеся, учителя, родители, останется прежним, но могут уменьшиться затраты родителей на оплату дополнительных образовательных услуг, компенсирующих недостатки школьного образования. Достижение желаемых образовательных результатов будет сочетаться с сохранением здоровья учащихся и учителей, сокращением эмоциональных перегрузок и ростом оптимистических настроений всех участников образовательного процесса.
К числу значимых результатов, которые явятся следствием реализации проекта, можно отнести:
- высокий уровень удовлетворенности учащихся, учителей и родителей реализацией своих возможностей в организации образовательного процесса;
- высокий уровень удовлетворенности всех участников образовательного процесса своим взаимодействием;
- высокий уровень удовлетворённости всех участников образовательного процесса достижениями учащихся;
- согласованность представлений всех участников образовательного процесса о смысле современного общего образования и об ответственности каждой группы участников образовательного процесса за его результаты;
- формирование опыта взаимодействия школы и семьи, который может быть востребован государственными и частными школами.
- Эффективность проекта
Благополучателями станут непосредственные участники проекта. Выигрыш учащихся будет заключаться в расширении возможностей для самореализации, повышении привлекательности образовательного процесса, формировании опыта собственного выбора в организации образовательной деятельности.
По данным многолетнего (с 1993 г.) исследования «Социальный портрет выпускника Санкт-Петербургской школы», оценка значимости школьного образования на протяжении двадцати лет оставалась невысокой: лишь от одной четверти до одной трети выпускников отмечали, что школа помогла им лучше понять себя, свои положительные качества и недостатки, научила критически мыслить, рассуждать, доказывать, научила учиться, разбираться в людях, общению с ними, помогла осуществить свои интересы, выбрать профессию, подготовила к участию в общественной жизни.
Реализация проекта будет способствовать повышению значимости школы в жизни её учащихся.
Выигрыш родителей может заключаться не только в достижениях детей, но и в повышении оценки родительской самоэффективности – уверенности в правильности выбора школы и стратегии воспитания ребёнка.
Учителя смогут отказаться от использования средств принудительного обучения и полнее использовать свой творческий потенциал, сократить время на выполнение контрольных функций.
Благополучателями могут стать другие общеобразовательные организации, заинтересованные в повышении эффективности своего взаимодействия с родителями. Предполагается использовать ряд путей для диссеминации опыта реализации проекта. Продукты проектной деятельности будут представлены на сайте школы и изданы. Ежегодно на базе школы будут проводиться публичные презентации результатов проекта.
Будут использоваться возможности для обмена опытом эффективного взаимодействия с родителями с образовательными организациями, с которыми заключены договоры о сотрудничестве (Городской дворец творчества юных в Санкт-Петербурге, Петровская школа в Петрозаводске и др.). Материалы проекта предполагается представить на ежегодной межрегиональной конференции по проблемам индивидуализации образовательного процесса, которая проводится на базе гимназии «Альма Матер» в Санкт-Петербурге.
- Нормативное правовое обеспечение проекта
Закон «Об образовании в Российской Федерации» даёт достаточные нормативные основания для реализации проекта. Вместе с тем, потребуется разработка локальных актов, совокупность которых составит Внутренний регламент школы «Унисон». К ним относятся: трудовой договор с работником школы «Унисон», договор об оказании платных образовательных услуг, требования к рабочим программам и отчёту о их выполнении, рекомендации по разработке индивидуальных образовательных программ учащихся.
- Основные риски проекта и пути их минимизации
Реализация проекта связана с определёнными рисками. Поскольку проект предполагает письменное оформление отношений между участниками образовательного процесса, то первый риск заключается в том, что акцент будет сделан на создании документов. Произойдёт формализация отношений, при которой стороны будут выяснять, кто что обязан и что не обязан делать. Минимизировать этот риск можно путём совместного обсуждения образовательных проектов школы, усиления внимания школы к достижениям и проблемам конкретных учеников, создания условий для взаимного доверия участников образовательного процесса.
Другой риск может заключаться в том, что акцент будет сделан на правах участников образовательного процесса, а тема их обязанностей и ответственности окажется на втором плане. Минимизировать риск можно, если при разработке договоров и их реализации на практике будет удерживаться баланс между правами и обязанностями: всякое расширение прав должно сочетаться с появлением новых обязанностей и расширением зоны ответственности.
Третий риск связан с том, что договор с учащимися может приобрести декларативный характер, поскольку ответственность учащихся за выполнение условий договора может быть фиктивной. Минимизировать этот риск возможно, если процесс заключения договоров с учащимися приобретёт характер разработки индивидуальной образовательной программы, невыполнение которой по вине учащихся своим следствием будет иметь «упущенные выгоды» для них.
На реализацию проекта, диссеминацию его результатов могут повлиять внешние обстоятельства, в частности, усиление регламентации деятельности общеобразовательных школ. Отчасти уменьшить этот риск можно путём поддержки со стороны профессионального сообщества тех руководителей школ, которые готовы отстаивать права школы, установленные законом об образовании.
- Алгоритм реализации проекта (дорожная карта)
Планируется пять этапов реализации проекта. Продолжительность каждого этапа – один год. На каждом этапе предполагается получить какой-либо из продуктов проектной деятельности. Содержание каждого этапа составляет ряд событий, набор которых неизбежно будет определяться с учётом хода реализации проекта.
Этап 1. 2015-2016 г.г.
Наименование: нормативные основы отношений участников образовательного процесса.
Результат – продукт: Внутренний регламент школы «Унисон».
Этап 2.2016-2017 г.г.
Наименование: Механизмы взаимодействия участников образовательного процесса в старшей школе.
Результаты - продукты: Организация образовательного процесса в старших классах школы «Унисон» (рекомендации по обеспечению взаимодействия учителей в достижении метапредметных и личностных результатов образовательной деятельности).
Этап 3. 2017-2018 г.г.
Наименование: Механизмы взаимодействия участников образовательного процесса в основной школе.
Результаты - продукты: Организация образовательного процесса в 5-9 классах школы «Унисон» (пакет карт оценки индивидуального прогресса учащихся).
Этап 4. 2018-2019 г.г.
Наименование: Механизмы взаимодействия участников образовательного процесса в начальной школе.
Результаты - продукты: Организация образовательного процесса на ступени начального обучения в школе «Унисон» (пакет диагностических материалов, ориентированных на выявление обучаемости и других значимых характеристик учащихся).
Этап 5. 2019-2020 г.г.
Наименование: Условия эффективного взаимодействия школы и семьи.
Результаты - продукты: ожидаемые продукты проекта (см. раздел 4) с дополнениями и изменениями.
|
|