Главная / «Путеводитель в образовательном пространстве школы как средство взаимодействия и взаимопонимания участников образовательных отношений»
   Fb Tw YouTube Instagram

Аннотация инновационного образовательного проекта
«Путеводитель в образовательном пространстве школы как средство взаимодействия и взаимопонимания участников образовательных отношений»



Выписка из Решения Педагогического Совета ОАНО "Школа"УНИСОН"



Проект ориентирован на уровень начального общего образования. В основе проекта идея разработки Путеводителя для учащихся в образовательном пространстве начальной школы. Это средство поможет учащимся и их родителям более полно и ясно понимать образовательные учебные задачи на год, ученикам - самостоятельно оценивать свои достижения и уровень продвижения в освоении школьного содержания, выбирать темы проектов для самостоятельного выполнения. На основе выбора учащимися, родителями и учителями актуальных образовательных задач формируется индивидуальный образовательный маршрут учащегося.

Продукт проекта задуман как универсальный, а потому может быть использован в образовательном процессе любой начальной школы, при условии его содержательного наполнения в соответствии с образовательной программой школы.

Цель проекта: разработка и апробация Путеводителя в образовательном пространстве школы как средства, позволяющего учитывать и согласовывать образовательные запросы и возможности семьи, школы и учащегося, индивидуализировать образование ученика начального общего образования.

Задачи проекта:

  1. Определение структуры Путеводителя как средства, отражающего образовательные цели и возможности индивидуализации обучения в пространстве школы с учетом задач школы, интересов учащегося и запросов семьи
  2. Разработка методических рекомендаций для педагогов и семьи в использовании Путеводителя в образовательном пространстве школы
  3. Определение путей и форм диссеминации опыта и результатов проекта в массовую образовательную практику.

Предмет предлагаемого проекта:

Предметом данного проекта выступает индивидуализация образования учащегося как условие достижения нового качества образования. Индивидуализация – процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок. Таким образом, индивидуализация образования возможна при условии, что учащиеся выступают как субъекты образовательной деятельности, способные определять ее цели, средства их достижения, находить необходимые ресурсы, оценивать достигнутые результаты и сознавать свою ответственность за неё. Формирование учащихся как субъектов образовательной деятельности представляет собой длительный процесс, который следует начинать уже с самых первых школьных дней.

Средством индивидуализации в данном проекте рассматривается Путеводитель в образовательном пространстве школы, ориентирующий учащегося на самостоятельный выбор образовательных маршрутов, при поддержке школьных учителей и семьи. При индивидуализации позиция ученика становится активной, т.е. ученик выступает в качестве субъекта обучения.

Достижение нового качества образования зависит также от характера отношений участников образовательного процесса. Центр ответственности за воспитание и образование детей смещается в сторону семьи, это движение закреплено Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 44). Главная цель образовательных отношений – качественное образование, которое максимально соответствует современным вызовам общества, запросам и особенностям учащихся. Путеводитель ориентирует учителей и родителей на сотрудничество, способствует согласованию образовательных запросов и целей, объединению возможностей школьного, информального и неформального образования в решении задач обучения и воспитания учащегося.

И семья, и школа обладают собственными уникальными ресурсами (интеллектуальными, культурными, организационными, профессиональными, социальными и т.д.), позволяющими, при правильно организованном взаимодействии, обогащать образовательный потенциал друг друга, эффективнее осуществлять процессы воспитания и образования ребенка, не только расширяя его образовательное пространство, но и демонстрируя в действии иные, в том числе творческие подходы к освоению реальности.

В разработке путеводителя мы ориентируемся на ряд концептуальных положений.

  1. Поддержка инициатив и запросов учащихся и семей.

    В настоящее время школа утрачивает монополию на образование. Существует множество альтернативных способов получения образования, в т.ч. дополнительное образование. Многие ученики посещают разнообразные кружки, секции. Важно, чтобы образование учащихся при использовании разных форм образования шло не параллельно, а интегрировалось в единое образовательное содержание. Для этого необходимо индивидуализировать образовательные траектории развития учащихся, востребуя индивидуальный образовательный опыт каждого ученика.

  2. Путеводитель задает образовательные цели и пути для их реализации.

    Из множества целей, реализуемых в школьном обучении, фокусировка сделана на нескольких, связанных с развитием ключевых компетенций 21 века («Форсайт Компетенций – 2030» Сколково) с учетом возможностей образовательного пространства и образовательной программы школы.

      Это такие компетенции как:
    • умение работать с информацией (текстовой и графической), используя разные источники ее поиска
    • умение кооперироваться с людьми, распределяя задачи и принимая на себя ответственность за их выполнение,
    • умение действовать в ситуации неопределенности, осуществлять осознанный выбор из альтернатив,
    • умение ставить цели и проводить самооценку степени их достижения,
    • умение осуществлять коммуникации на родном языке (выслушивая собеседников, транслируя свои мысли и чувства).

    Освоение этих компетенций возможно на содержании обучения в начальной школе, результатом развития этих умений станет умение ученика учиться, стремление к самообразованию и саморазвитию, потребность изучать и изменять мир, проявление активной социальной позиции.

  3. В основе целеполагания – развитие у учащегося универсальных учебных действий с учетом актуальности этих задач (по результатам диагностики).

    Продвижение учащегося оценивается и самооценивается по двум основным направлениям: освоение предметных умений учащегося и развитие универсальных учебных действий. Причем первые (предметные умения) являются в большей степени средством развития вторых (УУД).

  4. Введение в ИОМ четких однозначно формулируемых стандартов целевого уровня по каждому году обучения, прозрачность, непрерывность и нарастающая сложность изменений в целях.

    Эта идея важна для понимания субъектами образования тенденций обучения и развития, ежегодно происходит приращение умений и опыта ученика. Введение четко определенных планируемых результатов делает этот процесс системным, а потому и результативным.

  5. Введение многосубъектной оценки достижений целей (оценка учителей, родителей, учащихся).

    Субъектная позиция ученика в образовательном процессе – непременное условие его активности, заинтересованности процессом обучения. Включение в оценку достижений ученика всех субъектов образовательного процесса (а не только учителей) позволяет повысит как объективность оценок, так и взаимопонимание детей, родителей и учителей.

    Путеводитель разрабатывается для каждого года обучения в начальной школе, имеет общую структуру, отличаясь содержанием целей.

    Примерная (рабочая) структура путеводителя.

    1. Титульный лист (с указанием имени и фамилии ребенка).
    2. Краткая история школы, гимн и кодекс, традиции
    3. Метапредметные целевые ориентиры на учебный год (включают цели, связанные с развитием универсальных учебных действий). (Рубрика «Итоги года»)
    4. Предметные целевые ориентиры – в соответствии с учебным планом ключевые цели каждого предмета («Табель прогресса») и степень их освоения. (Рубрика «Чему я научусь за этот год»)
    5. Исследовательский проект учащегося (тема, научный руководитель, сроки, план выполнения, полученный результат, продукт, презентация проекта, оценка слушателей). (Рубрика «Мой проект»)
    6. Самые интересные происшедшие события учебного года (мнение ученика). (рубрика «События года!»)
    7. Личная страничка учащегося (самопрезентация в формате коллажа, рисунка, эссе и др. творческих форматов). (Рубрика «Я – это кто?»)
    8. Рабочие страницы «Пространство культуры» - как подготовка или рефлексия от посещения культурных центров (музеев, концертных залов и пр.) (Рубрика «Территория культуры»)
    9. Страничка, где учащийся оценивает свои достижения и то, что не удалось, причины. (Рубрика «Хотел и сделал»)
    10. Иные рубрики (вносятся по инициативе сторон – учащихся, родителей, учителей).

    Обоснование значимости проекта (программы) для развития системы образования:

    • инновационная значимость проекта (инновационный потенциал проекта) заключается в разработке образовательного средства, ориентированного на согласование образовательных целей с учетом интересов школы, запросов семьи и потребностей учащегося на основе имеющихся в образовательном пространстве школы возможностей для индивидуализации образовательного маршрута, что, в целом, будет содействовать повышению качества результатов начального основного образования
    • практическая значимость (реализуемость) проекта (реальность достижения целей и результатов проекта и пр.); Проект ориентирован на разработку продукта – путеводителя в образовательном пространстве школы – с целью ориентации родителей и учащихся в целях и содержании начального общего образования для выстраивания индивидуального образовательного маршрута с учетом задач школы, интересов и запросов семьи и учащихся. Это способствует активизации субъектной позиции и взаимопониманию участников образовательных отношений.

    Продукт проекта носит универсальный характер и может быть использован в образовательном процессе любой начальной школы, при условии его содержательного наполнения в соответствии с образовательной программой школы. Продукт может быть представлен в электронном и/или печатном варианте.

    Благоприобретателями продукта являются все участники образовательных отношений.

    К числу значимых результатов, которые явятся следствием реализации проекта, можно отнести:

    • высокий уровень удовлетворенности учащихся, учителей и родителей реализацией своих возможностей в организации образовательного процесса;
    • высокий уровень удовлетворенности всех участников образовательного процесса своим взаимодействием;
    • высокий уровень удовлетворённости всех участников образовательного процесса достижениями учащихся;
    • согласованность представлений всех участников образовательного процесса о смысле современного начального общего образования и об ответственности каждой группы участников образовательного процесса за его результаты;
    • формирование опыта взаимодействия школы и семьи, который может востребован государственными и частными школами.

      А также:

      • Выигрыш учащихся будет заключаться в расширении возможностей для самореализации, повышении привлекательности образовательного процесса, формировании опыта собственного выбора в организации образовательной деятельности.
      • Выигрыш родителей может заключаться не только в достижениях детей, но и в повышении оценки родительской самоэффективности – уверенности в правильности выбора школы и стратегии воспитания ребёнка.
      • Учителя смогут отказаться от использования средств принудительного обучения и полнее использовать свой творческий потенциал, сократить время на выполнение контрольных функций.
    • корреляция проекта (программы) с национальными целями и стратегическими задачами, предусмотренными Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 и от 21 июля 2020 г. № 474;

    Цели проекта впрямую отражают национальные цели развития Российской Федерации (далее - национальные цели) на период до 2030 года в части решения задачи обеспечения возможностей для самореализации и развития талантов каждого человека и повышения качества общего образования, а также в части внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.

    Благополучателями могут стать другие общеобразовательные организации, заинтересованные в повышении эффективности своего взаимодействия с родителями. Предполагается использовать ряд путей для диссеминации опыта реализации проекта. Продукты проектной деятельности будут представлены на сайте школы и изданы. Ежегодно на базе школы будут проводиться публичные презентации результатов проекта.

    Будут использоваться возможности для обмена опытом эффективного взаимодействия с родителями с образовательными организациями, с которыми заключены договоры о сотрудничестве. Материалы проекта предполагается представлять на региональных, межрегиональных конференциях по проблемам индивидуализации образовательного.