Миссия частной школы «Унисон»
Понятие «миссия организации» предполагает раскрытие смысла её существования и основной цели, к достижению которой направлена ее деятельность.
Очевидно, что если применить такой подход к какой-либо организации, относящейся к кластеру «средние общеобразовательные школы», то поиск ответа на вопрос о ее миссии не породит никаких затруднений. Всем известно, что перед всеми школами страны стоит одна общая триединая цель: подготовка молодого человека к продолжению образования, социализация, личностное самоопределение. Более того, система образования располагает колоссальным корпусом нормативно-правовых и учебно-образовательных текстов, средств, технологий, необходимых для достижений этой цели. В частности, Федеральный государственный образовательный стандарт и Примерные образовательные программы вполне обоснованно можно трактовать как ценностное и смысловое наполнение понятия «миссия школы».
Однако, такое «решение в общем виде» оказывается совершенно недостаточным, как только речь заходит не о «школе вообще», а о вполне конкретной школе, функционирующей в конкретной социокультурной среде и имеющей дело с реальными детьми и их семьями. Ведь именно этот уникальный «контекст» и требует от школы (то есть, от работающих в ней учителей с их человеческими и профессиональными особенностями) осознания своей собственной уникальной миссии – и не только осознания, но и ее фиксации для последующей систематической критической рефлексии на соответствие непрерывно изменяющемуся «контексту». Только в таком случае «миссия школы» перестанет быть отвлеченно-расплывчатым представлением, а станет тем, чем должна быть – средством стратегического управления. Вернее, даже сказать – стратегического самоуправления с постоянно действующей обратной связью.
Школа «Унисон», расположенная в историческом центре Санкт-Петербурга, имеет начальные классы, которые функционируют в здании на берегу реки Фонтанки у площади Ломоносова, и старшие – близ пересечения Невского и Литейного проспектов.
В данном случае указание топографических координат – отнюдь не простая «привязка к местности». В известном смысле местоположение школы – реальный результат образовательной политики ее основателей: их изначальный замысел был замыслом о петербургской школе par excellence, то есть, о такой школе, сама внутренняя и внешняя среда которой хранила и воспроизводила бы дух великого города. Поэтому локализацию школы на карте города следует воспринимать не с утилитарно-адресной, а прежде всего с культурной точки зрения: образовательное пространство «Унисона» мыслится органично и неразрывно включенным в культурно-образовательное пространство Петербурга. Ученики находятся внутри этого пространства, великие памятники культуры, исторические и мемориальные места начинаются за окном, буквально в шаговой доступности, и постоянное непроизвольное общение с ними уже само по себе создает невероятно ценную область образовательной деятельности «Унисона». Тем более, что сама школа стремится максимально расширять эту область – и территориально, и содержательно.
«Унисон» – по самому своему духу – петербургская школа: она не могла бы ни возникнуть, ни существовать ни в каком другом городе. Сам ее замысел возник в те дни, когда «областному центру Ленинграду» возвращалось историческое столичное имя Санкт-Петербург. Этот замысел был рожден желанием воспитать в учениках созданной школы чувство принадлежности к той высокой гражданской культурно-исторической традиции, которая навсегда закрепилась в концептах русской культуры Серебряного века в понятии «петербургская интеллигентность». Ее отличительные черты – уважение человеческой личности, стремление к самосовершенствованию, гражданская ответственность, утонченная духовная и бытовая культурность.
Под этим знаком школа «Унисон» была учреждена, под этим знаком она развивается уже более трех десятилетий. Оба ее здания буквально «погружены» в исторический Петербург, он смотрит в их окна.
Впрочем, говорить о «школьных зданиях» «Унисона» в строгом смысле слова нельзя – под классы выделены части первых-вторых этажей бывших жилых домов XIX века. Но это обстоятельство – не недостаток, а удивительное преимущество школы: оно избавляет учебное пространство от того облика «казенного учреждения», который столь характерен для «типовых» школ. Кроме того, ограниченностью площадей не только лимитируется величина контингента учащихся, но и предопределяются многие специфические черты уклада школьной жизни: например, отсутствие учительской, канцелярии и кабинета директора резко повышает интенсивность неформального, доверительного общения учителей и детей, ученики разных возрастов (классов) лучше узнают друг друга, что способствует укреплению «унисоновского корпоративного духа» в лучшем смысле этого слова.
«Унисон» – по меркам обычных общеобразовательных школ мегаполиса – совсем невелик: сегодня здесь обучается до 110 детей, проживающих в разных частях города, нередко весьма отдаленных, причем не только географически, но и культурно. И если «Унисон» говорит о своем развитии как образовательной организации, то имеется в виду, прежде всего, культурное развитие своих питомцев, о становлении их как нового поколения петербургской интеллигенции в социокультурных и технологических реалиях XXI века. Уверенность в осуществимости этой задачи основана на уже накопленном опыте объединении усилий школы и семьи в общем стремлении к максимальному раскрытию детского потенциала в диалоге юной личности и богатейшей культурной среды, создаваемой школой в диалоге с Городом. «Унисон» стремится всемерно расширить свое образовательное пространство, помогая детям превращать Петербург в «свой» город», в открытую сокровищницу. И одновременно помогая им осознать свою ответственность за сохранение и умножение переходящего к ним великого наследия и достояния, оплаченного предками невероятно дорогой ценой. В этом школа «Унисон» видит свою гражданскую миссию.
У школы нет «своего микрорайона»: ученики живут в самых разных частях города, порой весьма отдаленных. Уже по одному этому обстоятельству можно видеть, что их приход в «Унисон» не случаен - ясно, что это место было выбрано родителями совершенно сознательно. Значит, семья, заинтересованно (мотивированно) ищущая школу для своего ребенка, именно здесь находит нечто такое, что предопределяет, а в дальнейшем и подтверждает правильность выбора. И, как показывают многолетние наблюдения, фактор «окружающей среды» потенциально привлекательной школы играет при этом очень существенную роль. «Унисон» постоянно ищет баланс сочетания культурного консерватизма и социальной актуальности: отсюда осознание необходимости изучения обобщенных интерпретаций современной социокультурной ситуации и их творческого преломления при решении многообразных задач, стоящих перед учителями; апробация новых методов преподавания и подходов к обучению; постоянный диалог между педагогом, учеником, родителями.
Так содержанием и целевым ориентиром миссии «Унисона» становится скоординированная деятельность всего педагогического коллектива, направленная на то, чтобы помочь воспитанникам воспитать в себе глубинное, идущее от сердца чувство причастности судьбе родного города – великого города нашей Родины. Это чувство – чувство чести и достоинства человека, сознающего себя потомком поколений, оставивших бесценное наследие и достояние – материальное, интеллектуальное, духовное. «Унисон» хочет видеть в своих питомцах новые поколения истинных петербуржцев – интеллигентных петербуржцев XXI века.
В качестве системообразующего начала, способного обеспечить успешность этой многоаспектной деятельности, «Унисон» признает единственный курс – курс на воспитание культуры человеческих отношений, основанных на принципах диалога, искренности, понимания и доверия. Курс на воспитание Человека в Культуре. Курс на воспитание Человеческого в Человеке.
В этом – смысл «Унисона» как унисона в широком значении этого слова: созвучная, совместная деятельность, участники которой объединены не только общей целью, но глубинным, на эмоциональном уровне, взаимопониманием. Миссия «Унисона» – создать атмосферу такого взаимопонимания между всеми унисоновцами. На это направлены самые разнообразные, часто совершенно уникальные, творческие силы. У «Унисона» есть замечательные друзья – ученые, искусствоведы, исследователи, музыканты, художники, которые по воле сердца приходят к нашим детям – или даже ведут их в особые места, чтобы учить смотреть и видеть. Благодаря им, в школе звучит живая музыка, а на ее стенах расцветают вернисажи детского художественного творчества – тем боле, что некоторые из этих драгоценных людей учительствуют в «Унисоне». Так в школе возникает пространство, побуждающее ребят к творческому и нестандартному мышлению.
Есть у школы и еще одно особое направление деятельности, которое составляет важнейшую часть ее миссии. Это – развитие культуры речи учащихся, особенно речи устной, публичной. На этот счет осуществляется специальная программа. Многолетней традицией стало чтение учениками наизусть любимых стихов – перед всеми: так в «Унисоне» начинается каждый учебный день.
Учителя «Унисона» отчетливо сознают, что в современном, активно модернизирующемся мире многие традиционные ценности (и, прежде всего, ценность традиции как таковой) подвергаются переосмыслению, а зачастую и прямой девальвации. Бурное развитие индустриальной экономики настойчиво отодвигало на второй план принцип целостности в образовании, отдавая приоритет подготовке хорошо информированного «узкого» специалиста. Такой подход уже не соответствует ни современным, ни – особенно – стремительно наступающим реалиям. Меняется стиль жизни, меняются взгляды на искусство, культуру. И «Унисон» вместе с родителями и друзьями, оказывающими ему научно-консультационную поддержку, стремится быть в своей образовательной деятельности «с веком наравне».
Родители учеников мыслятся «Унисоном» не как «клиенты», а как стратегические партнеры. Без их заинтересованной включенности (не только финансовой, но и в, не меньшей степени, организационной и интеллектуальной) в образовательную политику и практическую деятельность школы достижение заявляемых целей не представляется возможным. «Унисон» поддерживает и развивает максимально разнообразные формы обратной связи с родителями, включая именные аналитические письма-характеристики об образовательном продвижении ребенка.
Ценности, на которых основана деятельность школы:
- практическое воплощение идей гуманизации и гуманитаризации образования;
- доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей и помощников школы;
- стремление к высокой психологической комфортности всех субъектов образовательного процесса;
- стремление к высокому уровню самоорганизации и содержательного взаимодействия детского коллектива и коллектива учителей;
- атмосфера свободы творчества, способствующая творческому развитию учащихся и учителей;
- безусловное обеспечение высокого стандарта образования для всех выпускников школы;
- поддержка и укрепление психосоматического здоровья учащихся и учителей;
- индивидуальная поддержка социального и допрофессионального ориентирования выпускников школы.
Миссия школы «Унисон» – в личностном и социокультурном становлении всех своих воспитанников как субъектов собственной образовательной деятельности, способных к критической самооценке. Только в таком случае у ребенка может появиться субъективно уверенная позиция при обсуждении вопросов, связанных с конструированием своей индивидуальной образовательной программы. Именно в этом – зона профессиональной и социальной ответственности школы перед самой собой, перед детьми, их родителями, обществом и страной.
Главное, священное пространство, в котором «Унисон» осуществляет свою миссию – ум, душа и сердце каждого ребенка, ставшего «унисоновцем».
Наш девиз: «Личность. Интеллект. Культура.»
|