1. Общие положения1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с последующими редакциями) и на основании Основной образовательной программы среднего общего образования ОАНО «ШКОЛЫ «УНИСОН» г. Санкт-Петербурга (далее - Школа). 1.2. Настоящее Положение определяет основы организации работы над индивидуальным проектом и особенности оценки индивидуального проекта. 1.3. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность. 1.4. Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого обучающегося уровня среднего общего образования. 1.5. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом (1 час в неделю в 10 классе, 1 час в неделю в 11 классе), и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. 1.6. Количество участников в проекте может варьироваться, может быть индивидуальный или парный проект. 1.7. Каждый обучающийся вправе выбрать тему, форму (учебное исследование или учебный проект) и руководителя индивидуального проекта. 1.8. Руководителем итогового индивидуального проекта может быть учитель-предметник, классный руководитель, педагог-организатор. В качестве консультантов могут привлекаться родители (законные представители), сетевые и социальные партнёры школы, сторонние специалисты (преподаватели вузов, иные специалисты). 1.9. В функции руководителя проекта входит: обсуждение с обучающимся проектной идеи, помощь в подготовке к ее защите, консультирование в процессе реализации проекта, посредничество между обучающимися и экспертной комиссией (при необходимости), другая помощь. 1.10. Тема индивидуального проекта может быть выбрана из перечня тем, предложенных Школой, или самим обучающимся, но обязательно согласована с руководителем проекта. Руководитель обязан уважительно относиться к выбору обучающегося. Однако должен аргументировано отклонить тему проекта, выбранную обучающимся, если данная тема не отвечает общепринятым нормам морали и поведения, косвенно пропагандирует асоциальное поведение. 1.11. Защита индивидуального проекта или учебного исследования является основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов. 1.12. Публичная защита индивидуального проекта является обязательной. 1.13. Невыполнение выпускником индивидуального проекта равноценно получению неудовлетворительной отметки по учебному предмету. 1.14. Отметка за выполнение проекта выставляется как в 10 классе, так и в 11 классе в классный журнал в рамках изучения предмета «Индивидуальный проект». 1.15. Выписка из протокола итоговой защиты проекта выдается каждому обучающемуся. 1.16. Итоговая отметка в аттестат по дисциплине «Индивидуальный проект» выставляется в соответствии с порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов о среднем общем образовании. 2. Цели и задачи выполнения индивидуального проекта2.1. Цели выполнения индивидуального проекта обучающимися:
2.2. Задачами выполнения индивидуального проекта учащимися являются:
3. Содержание и направленность индивидуального проекта3.1. Индивидуальный проект должен включать в себя не только сбор, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представлять собой самостоятельное учебное исследование/учебный проект, демонстрирующий авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение. Проект должен иметь практическую направленность, быть востребованным и иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности. 3.2. Индивидуальный проект должен носить предметный или метапредметный характер и посвящён одной из актуальных проблем научной, культурной, политической, правовой, социальной жизни современного мирового сообщества. 3.3. Проектная деятельность обучающихся 3.3.1 Примерные виды учебных проектов – прикладной, информационный, творческий, социальный, конструкторский, инженерный, бизнес-план. Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участника проекта. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, наглядное пособие и т.д. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Продуктом такого проекта может быть, например, публикация в СМИ. Творческий проект предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы. Такие проекты, как правило, требуют самых больших усилий от их авторов, часто связаны с необходимостью организовывать работу других людей, но и вызывают наибольший резонанс и, как следствие, больше всего запоминаются. Примером такого проекта может служить постановка спектакля, подготовка выставки, видеофильм и т. д. Социальный проект предполагает сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной социально-значимой тематике. Конструкторский проект – материальный объект, макет, иное конструкторское изделие, с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения. Инженерный проект – проект с инженерно-техническим содержанием. Например, комплект чертежей по разработке инженерного функционирования (инженерного решения) какого-либо объекта с описанием и научным обоснованием его применения. Бизнес-проект - план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, предприятия, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. Это программный продукт, вырабатываемый в ходе бизнес-планирования. 3.3.2 Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели, задачи, средства ясно обозначены, должна быть составлена программа действий по реализации проекта. 3.3.3 Возможными формами представления результатов проектной деятельности могут быть следующие:
3.4. Исследовательская деятельность обучающихся 3.4.1. Исследовательская деятельность обучающегося – это форма организации учебно-воспитательного процесса, содержанием которой является учебное исследование – самостоятельный творческий процесс приобретения новых знаний. 3.4.2. Требования к учебному исследованию: постановка целей и задач, определение объекта и предмета исследования, описание инструментария и регламентов исследования, проведение исследования и интерпретация полученных результатов. 3.4.3. Целью исследовательской деятельности является получение нового знания. Поэтому исследовательская деятельность характеризуется приростом нового знания, которое может быть абсолютно новым или может быть новым аспектом, точкой зрения рассмотрения известного факта по выбранной теме. 3.4.4. Возможными формами представления результатов исследовательской деятельности могут быть следующие:
3.4.5. Главным смыслом исследования в школе есть то, что оно является учебным и его главной целью является развитие личности обучающегося. 4. Этапы и примерные сроки работы над индивидуальным проектом4.1. В процессе работы над проектом обучающийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам: организационно-подготовительный, основной (теоретический, практический), заключительный. 4.2. Примерные этапы работы над индивидуальным проектом (далее – ИП):
5. Структура ИП5.1. Индивидуальная исследовательская / проектная работа должна быть представлена на защиту в печатном и электронном виде. 5.2. Объем исследовательской работы составляет 12-15 печатных страниц (допускается больший объем). 5.3. Общие структурные компоненты для учебного исследования представлены в приложении № 1. 5.4. Общие структурные компоненты для проектных работ представлены в приложении № 2. 6. Оформление ИП6.1. Требования к оформлению работы:
7. Защита индивидуального проекта7.1. Публично представляются три элемента работы над ИП:
Регламент проведения синопсиса исследования / заявки проекта предзащиты ИП, предзащиты и защиты ИП, параметры и критерии оценки проектной деятельности должны быть известны обучающимся заранее. 7.2. Защита синопсиса учебного исследования Цель защиты синопсиса учебного исследования – помочь обучающемуся в выполнении будущего проекта. На защите синопсиса учебного исследования с обучающимся должны быть обсуждены:
7.3. Защита заявки проекта: На защите заявки проекта с обучающимся должны быть обсуждены:
7.4. В результате защиты синопсиса учебного исследования или заявки проекта должна произойти (при необходимости) такая корректировка, чтобы исследование/проект стал реализуемым и позволил обучающемуся предпринять реальное проектное действие. 7.5. Предзащита проекта 7.5.1. На предзащите проекта обучающийся представляет свой ИП по следующему (примерному) плану:
7.5.2. Требования к процедуре проведения предзащиты проекта:
7.6. Защита ИП. 7.6.1. На защите ИП обучающийся представляет свой ИП по следующему (примерному) плану: 7.6.1.1. по результатам учебно-исследовательской деятельности:
7.6.1.2. по результатам проектной деятельности:
7.6.2. Требования к процедуре проведения защиты ИП: 7.6.2.1. Защита ИП проходит публично с участием родителей (законных представителей обучающихся), представителей социальных партнеров школы, учащихся 9 – 10 классов. Регламент защиты:
Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков обучающегося. 7.6.2.2. К защите проектной работы обучающийся представляет проектный продукт, отчет проекта, отзыв руководителя. 7.6.2.3. К защите учебного исследования обучающийся представляет исследование, отзыв руководителя. 7.6.3. Публичная защита как представление результатов проектной работы требует от обучающихся коммуникативных навыков. Задача, которую предстоит решить каждому – максимально выгодно и обоснованно преподнести все преимущества проекта, учитывая особенности коммуникативного пространства и аудитории. 7.6.4. Защита по времени должна быть спланирована таким образом, чтобы обучающийся мог продемонстрировать готовый проектный продукт или представить материалы, подтверждающие его реализацию. 7.6.5. Компьютерная презентация является частью оценивания проекта как один из вариантов наглядности защиты, однако ее создание и использование должно быть продиктовано требованиями целесообразности и эффективности. 7.6.6. Место защиты ИП – образовательная организация. 7.6.7. Школа определяет график защиты ИП. График защиты ИП утверждается директором школы. 7.6.8. Для оценивания уровня готовности ИП, создаётся экспертная комиссия. 7.6.9. На защите ИП в обязательном порядке присутствует руководитель проекта и участвует в обсуждении итоговой оценки обучающегося. В случае уважительной причины отсутствия руководителя проекта на защите обучающегося, руководитель обязан предоставить письменную рецензию на работу. 7.6.10. Школа организует в дополнительные сроки защиты ИП для обучающихся отсутствовавших в основной срок защиты по уважительной причине, подтвержденной документально. В особых случаях возможна дистанционная форма проведения защиты ИП. 7.6.11. ИП, получивший неудовлетворительную оценку («низкий уровень»), возвращается обучающемуся на доработку. Обучающийся дорабатывает ИП в течение двух недель, представляет к повторной защите. 7.6.12. Обучающийся, выступивший с ИП успешно на районном, муниципальном, региональном, всероссийском или международном уровне автоматически получает высший балл и от защиты в Школе освобождается. 7.6.13. Лучшие работы рекомендуются для участия во внешней экспертизе (конкурсы, конференции, и проч., проводимые на уровне района, региона, России). 8. Критерии оценивания ИП8.1. Результаты выполнения ИП оцениваются на основании оценки экспертной комиссией публичной защиты и оценки руководителя. 8.2. Критерии оценивания ИП приведены в приложениях (приложение №3 «Лист оценки публичной защиты индивидуального проекта»), приложение №4 «Лист оценки учебно-исследовательской работы руководителем», приложение №5 «Лист оценки проектной работы руководителем»). 8.3. Итоговая оценка (Оитог) формируется на основе взвешенных оценок по двум составляющим:
Помимо оценки, работа может получить особые рекомендации комиссии. 8.4. Результаты оценивания индивидуального проекта доводятся до сведения обучающихся. 9. Права и обязанности участников работы над индивидуальным проектом9.1. Участниками индивидуального проекта являются:
9.2. Права и обязанности обучающихся: Обучающийся имеет право:
Обучающийся обязан:
9.3. Права и обязанности руководителя индивидуального проекта: Руководитель индивидуального проекта обязан:
Руководитель индивидуального проекта имеет право:
9.4. Консультант имеет право оказывать консультационную помощь обучающемуся в реализации индивидуального проекта, а также помогать руководителю в работе с учащимся, согласуя с ним свои действия.
Приложение 1Требования к оформлению исследования
Приложение 2Требования к оформлению индивидуального итогового проекта
Приложение 3Лист оценки публичной защиты индивидуального проекта
Приложение 4Лист оценки учебно-исследовательской работы руководителем
Приложение 5Критерии оценки проектной работы руководителем
|