«ПРИНЯТО»
на педагогическом совете
протокол №1
от «30» августа 2021 г.
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ОАНО
«ШКОЛА «УНИСОН»
________________ Л. Р. Герапинович
Приказ № 97 от «30» августа 2021 г.
|
Программа воспитания ОАНО «ШКОЛА «УНИСОН»
Учтено
мнение Совета родителей
председатель Совета Родителей
_______________ Н. Г. Соколова
Протокол заседания Совета родителей
№1 от «27» августа 2021 г.
мнение Совета обучающихся
председатель Совета
________________ А.Р.Кулахметова
Протокол заседания Совета обучающихся
№1 от «26» августа 2021 г.
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания ОАНО «ШКОЛА «УНИСОН» (далее – Школа) разработана в соответствии с требованиями Федерального закона «Закон об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ, Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (ред. 29.06.2017) и на основе Примерной программы воспитания (утв. на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 02.06.2020).
В центре программы воспитания Школы в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Программа воспитания – это описание системы форм и способов работы с детьми в Школе.
Данная программа воспитания включает в себя четыре основных раздела
- Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса» описывает специфику деятельности Школы в сфере воспитания.
- Раздел «Цель и задачи воспитания» отражает сформулированную на основе базовых общественных ценностей цель воспитания и задачи, которые Школе предстоит решать для достижения цели.
- Раздел «Виды, формы и содержание деятельности» состоит из инвариантных и вариативных модулей. Инвариантными модулями на всех ступенях школьного образования являются: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация». Вариативными модулями являются: «Ключевые общешкольные события», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды».
- Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы», определяет перечень основных направлений самоанализа организуемой в Школе воспитательной работы.
Данная программа воспитания показывает систему работы с обучающимися в школе.
Основанием для разработки Программы воспитания являются следующие документы:
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» № 124-ФЗ от 23.06.1998 г. в ред. от 02.12.2013 № 328-ФЗ;
- Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
- Указ Президента Российской Федерации от 20.10.2012 N 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».
- Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 N 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.04.2015 N 607-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2015 N 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.12.2015 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 N 2570-р «О плане мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (вместе с "Планом мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р")».
К программе воспитания ОАНО «ШКОЛА «УНИСОН» прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы, который размещается на каждый учебный месяц с учетом дополнений, корректировок для всех участников образовательного процесса на сайте школы в разделе «Новости».
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:
- в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (в усвоении ими социально значимых знаний);
- в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (в развитии их социально значимых отношений);
- в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания на всех уровнях школьного образования позволяет выделить в ней целевой приоритет и в воспитании детей юношеского возраста – создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьного возраста ребенка: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества.
Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения и защиты культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.
В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) основным приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести, в том числе, и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества.
Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания будет способствовать решение следующих основных задач:
- реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых событий, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
- вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, школьные программы внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
- использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися, использовать пространство Санкт-Петербурга;
- инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
- организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
- организовывать профориентационную работу со школьниками;
- организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
- развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
- организовать индивидуальную и коллективную работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в Школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.
ОАНО «ШКОЛА «УНИСОН» ведет свою деятельность в соответствии с образовательными программами всех уровней образования, а также реализует дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы. Школа является образовательным учреждением, ориентированным на обучение, воспитание и развитие всех и каждого из обучающихся в нем детей с учетом их индивидуальных способностей, возрастных, физиологических, интеллектуальных, психологических, образовательных потребностей и возможностей.
В школе созданы соответствующие условия в части материально технического оснащения, обеспечивающего работу локальных сетей, серверных, автоматизированных рабочих мест учителя и ученика, мобильных классов.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ОАНО «ШКОЛА «УНИСОН»
Ценности, на которых основана деятельность Школы:
- Практическое воплощение идей гуманизации образования
- доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей и социальных партнёров школы;
- поддержка и укрепление физического здоровья учащихся и учителей.
- Использование образовательных, культурных, духовных и социальных возможностей Санкт-Петербурга в образовательном процессе.
ОАНО «ШКОЛА «УНИСОН» находится в самом сердце Санкт-Петербурга. Это уникальная возможность ежедневно соприкасаться с историей и культурой, с замыслами великих художников. Это возможность иметь в пешей доступности невероятное количество музеев, памятников, библиотек, театров и концертных залов. Это возможность для детей дышать гармонией самого красивого города в мире. Это возможность воспитать творца, верящего в свои силы, сохраняющего связь времён, культурные традиции Санкт-Петербурга и России. Это возможность воспитать компетентного жителя мегаполиса.
- Совместная ответственность школы и семьи за образовательные результаты учащихся:
- признание «самости» учащихся: развитие субъектности личности, её самоопределения и самоактуализация;
- свобода творчества;
- признание разных, но равноценных образовательных результатов.
- Роль основных событий школы.
Основными традициями воспитания в Школе являются следующие:
- ключевые общешкольные события (дела), через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий школы и семьи;
- важной чертой каждого ключевого события и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в Школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных событиях (от пассивного наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных событий осуществляется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Процесс воспитания в Школе основывается на следующих принципах взаимодействия учителей и учащихся:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в Школе психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, обеспечивающей конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- принцип направленности воспитания на освоение культуры, культурных ценностей, ценностей общества, норм поведения и в соответствии с особенностями культурной среды, окружения;
- реализация процесса воспитания через создание в школе единого детско-взрослого сообщества, которое объединяет детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
В процессе воспитания и обучения обучающиеся получают опыт:
- участия в культурной и общественной жизни Санкт-Петербурга;
- дополнительного образования, соответствующего представлениям о петербургском образе жизни;
- дискуссий на актуальные темы современного российского общества;
- общения с профессионалами высокого уровня как в урочной, так и во внеурочной деятельности;
- участия в межрегиональных образовательных экспедициях;
- публичных выступлений различного уровня;
- творческой деятельности;
- построения и реализации индивидуального образовательного маршрута.
- организации школьных и внешкольных мероприятий.
Социальными партнерами Школы являются:
- ГБОУ школа № 181 Центрального района г. Санкт-Петербурга;
- ГБНОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»;
- МБОУ «Центр образования и творчества «Петровский дворец» (г. Петрозаводск);
- Музыкально-эстетический лицей им. А. Г. Шнитке (г. Энгельс, Саратовская область);
- ГБОУ «Школа № 1570» г. Москва;
- АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» (г. Москва);
- Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения;
- Издательство «Ломоносовъ».
Преемственность процесса воспитания на уровнях образования (начальное общее, основное общее, среднее общее) обеспечивается ценностными ориентирами Школы, ее педагогической концепцией, а также общешкольными событиями, объединяющими всех обучающихся 1-11 классов, их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива школы; выстроенной системой взаимодействия школа-семья.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
Общие модули / специфически
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные события»
Ключевые события (дела) – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Ключевые события обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе.
На внешкольном уровне:
- социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума.
Школа ежегодно участвует в акциях благотворительных организаций «Ночлежка», «Мальтийская служба помощи», «Маленькая мама», а также в благотворительных акциях для домов ребёнка.
Обучающиеся школы участвуют в ежегодных общегородских субботниках, экологических акциях по раздельному сбору мусора, макулатуры, в акции «Крышечки добра».
- открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны.
- Для обучающихся:
- Два раза в месяц проводятся заседания Исторического дебат-клуба «Я Петербуржец», объединяющего старшеклассников разных школ Санкт-Петербурга. Цель заседаний – проведение дебатов по событиям и процессам Отечественной истории.
- Исторические встречи с В.К. Бацыным – исторические онлайн-сессии, объединяющие старшеклассников Школы, их родителей (законных представителей), старшеклассников школы №1570 г. Москва (сетевой партнер Школы).
- Для родителей (законных представителей):
- Круглые столы с участием родителей и учителей Школы, посвященные обсуждению тенденций современного образования и воспитания, нравственным и социальным проблемам современных молодых людей. На Круглые столы приглашаются представители вузов Санкт-Петербурга, специалисты области образования.
- «Встречи в Театральной библиотеке» - дискуссионная площадка, объединяющая специалистов области образования города и страны, учителей и руководителей школ Санкт-Петербурга и Северо-Западного ФО, посвященная обсуждению вопросов, касающихся школьного образования и воспитания. На встречи приглашаются родители (законные представители) обучающихся Школы. Встречи проводятся 4 раза в год (октябрь, декабрь, февраль, апрель).
- Ежегодная родительско-педагогическая конференция ОАНО «ШКОЛА «УНИСОН» «Образовательное пространство современных детей» объединяет родителей и учителей школы. Цель конференции – обмен экспертными суждениями по вопросам организации образовательного процесса в Школе, результат – согласованные с семьей изменения в образовательного процессе. На конференции родители обучающихся могут выступать в роли модераторов, докладчиков, экспертов образовательных программ. На Конференцию приглашаются социальные партнёры школы и представители других образовательных организаций города.
- участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям: Акция памяти «Блокадный Ленинград», «Бессмертный полк», «Свеча памяти», «Час земли».
На школьном уровне:
- разновозрастные сборы – ежегодные многодневные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей радости.
- «День ОБЖ» – совместный, объединяющий обучающихся 1-11 классов, их родителей (законных представителей) и учителей выезд в локации Ленинградской области, проводимый в формате квестов, соревнований и т.п.
- Проект «Образовательные экспедиции» (Проект-победитель I конкурса Фонда Президентских грантов «От неприятия «чужих» к сотрудничеству с «другими» 2017г.) – многодневные образовательные экспедиции в города России. Концепция образовательной экспедиции заключается в приобретении обучающимися опыта планирования и реализации экспедиции и выполнения различных социальных ролей: экскурсовода, специалиста (биолог, физик, географ, градостроитель и т.д.), логиста, руководителя экспедиции, фотографа, блогера, журналиста и других социальных ролей.
- общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы.
К традиционным праздникам, объединяющим всех учащихся Школы, их родителей (законных представителей) и педагогический коллектив относятся «Первое сентября», «Рождественский вечер» и «Последний звонок».
Данные торжественные мероприятия проводятся в знаковых местах Санкт-Петербурга (музее, дворце) и готовятся коллективом педагогов и детей и родителей 1-11 классов в сотрудничестве с руководителем Театральной студии. Это позволяет всем участникам образовательного процесса ощутить радость от принадлежности к школьному сообществу, детям получить опыт публичного выступления перед большой и лишь немного знакомой аудиторией, увидеть, как успех ученической команды влияет на настроение каждого ребенка, учителя и родителя. Подготовка и проведение встреч, формат которых предполагает театрализованные выступления педагогов, родителей и школьников, создают в школе атмосферу творчества и неформального общения, способствуют сплочению детского, педагогического и родительского сообществ школы. Отличительной чертой таких встреч является участие представителей профессионального музыкального сообщества Санкт-Петербурга, России и стран Европы. Важной воспитательной функцией данных событий является формирование семейной традиции совместного посещения музеев, театров, концертных залов Петербурга.
«День защитника Отечества» - школьное мероприятие, посвященное дню воинской славы России. Организуется ученицами и классными руководителями/учителями, проводится в форме урока, который объединяет учащихся 1-11 классов. Традиционно девочки готовят видеоролик (видеофильм)-поздравление; декламируют стихи; организуют совместное чаепитие.
«День 8 марта» - школьное мероприятие, организуемое учениками и классными руководителями/учителями, проводится в форме урока, который объединяет учащихся 1-11 классов. Традиционно мальчики готовят видеоролик (видеофильм)-поздравление; декламируют стихи; организуют совместное чаепитие.
Музыкально-историческая встреча «День Победы» - событие, объединяющее учащихся 1-11 классов, организуемый учителями истории и музыки. Учащиеся и учителя поют песни, посвященные Великой победе, вспоминают подвиг народа в годы Великой Отечественной Войны.
Челлендж – традиционное общешкольное собрание 1-11 классов проводимое четыре раза в неделю, во время большой перемены (продолжительность 10-15 мин). Во время челленджа учащиеся получают опыт публичного выступления перед одношкольниками и учителями и одновременно опыт эмоционального сопереживания. Формат выступлений разнообразен: декламация стихов, выразительное чтение прозы вслух, исполнение музыкального произведения на фортепиано, гитаре или ином музыкальном инструменте, которым владеет учащийся, исполнение песни как в музыкальном сопровождении, так и а капелла. Как правило, в течение учебной недели челлендж посвящен одной теме, предлагаемой самими учащимися или выбранной из предложенных педагогическим коллективом, а также теме, приуроченной к основным историческим, культурным, научным событиям. (Например, неделя А.С. Пушкина, неделя В.В. Маяковского, неделя памяти «Блокадный Ленинград» и т.п.).
На челленджах могут быть представлены мини-проекты, реализованные отдельными учащимися, группой учащихся или всем классом в рамках отдельного предмета.
На челлендже дети на основании собственного опыта могут рекомендовать сверстникам книги к прочтению, фильмы к просмотру, театральные постановки, выставки, проводимые в городе; проводятся спортивные пятиминутки (разминки, танцевальные флешмобы), а также проходят церемонии награждения школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
«Музыкальная гостиная с Э.А. Фрадкиной» – ежемесячная встреча учащихся 1-11 классов, педагогов и родителей с музыковедом Э.А. Фрадкиной, посвященных творчеству великих композиторов. На встрече звучит в исполнении именитых музыкантов скрипичная, фортепианная и духовая музыка.
«День учителя» - день ученического самоуправления, приуроченный к Дню учителя. Обучающиеся 10-11 классов проводят уроки в 1-11 классах и выполняют функции администрации школы. Родители и ученики организуют чаепитие для учеников и учителей 1-11 классов.
Ежегодная ученическая конференция «Зимичевские чтения» - конференция, на которой учащиеся 1-11 классов публично защищают учебные исследования и проекты. В конференции могут участвовать учащиеся других школ города или региона. На конференцию приглашаются родители (законные представители) учащихся, а также социальные партнеры школы. Организация и проведение конференции осуществляется учащимися 11 классов.
На уровне классов:
- включение всех учащихся в подготовку и реализацию общешкольных ключевых событий;
- проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел.
На индивидуальном уровне:
- вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые события школы в одной из возможных для них ролей (сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, фотокорреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
- индивидуальная помощь каждому ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых событий;
- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых события, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями
Работа с классным коллективом:
- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых событиях, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
- поддержка ученического коллектива 11 класса в подготовке, организации и проведении ученической конференции «Зимичевские чтения»;
- организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
- проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;
- сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
- ежегодное согласование совместно со школьниками положений «Кодекса чести унисоновца», помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения обсуждаются на индивидуальных собеседования классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – с психологом, и фиксируются в письмах родителям;
- поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить;
- индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими раздела Индивидуальной карты развития, в котором дети фиксируют свои творческие, спортивные, личностные достижения. Работа включает планирование образовательных достижений детьми в начале каждого года в формате индивидуальных неформальных бесед и короткого эссе, а в конце года – совместного анализа своих успехов и неудач;
- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через индивидуальные собеседования с семьей; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе
- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
- мини-совещания классных руководителей с учителями-предметниками;
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
- привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
- взаимопосещение уроков с целью педагогического наблюдения за детьми на разных уроках;
- привлечение учителей к участию в Круглых столах с родителями для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей;
- написание учителями-предметниками качественных характеристик учащихся, которые затем объединяются классным руководителем в письма родителям.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
В Школе разработана система взаимодействия с родителями, обеспечивающая различные степени интеграции родителей в образовательный процесс. На всех уровня школьного образования работа классного руководителя с родителями учащихся включает:
- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
- помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между семьей, администрацией школы и учителями-предметниками;
- цикл индивидуальных собеседований с учащимся и его родителями (законными представителями): в начале года – подписание Протокола о намерениях семьи и школы, определяющего индивидуальный образовательный маршрут учащегося; в середине года –совместное уточнения образовательных задач и в конце года – для подведения итогов;
- организация круглых столов для родителей с целью обсуждения актуальных вопросов образования и воспитания;
- поддержка инициатив родительского актива, участвующего в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
- привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса и общешкольных дел (событий).
3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.
Познавательная деятельность.
Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира: «Современная наука», «Исследовательская деятельность».
Проблемно-ценностное общение.
Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей: «Исторический дебат-клуб «Я Петербуржец», «Исторические беседы с В.К. Бацыным», подкасты о Петербурге «Корюшка», «Дискуссионный киноклуб старшеклассников».
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых: «Плавание» «Вода – родная стихия».
Игровая деятельность.
Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде: подкасты о Петербурге «Корюшка», «Исторический дебат-клуб «Я Петербуржец», «Театральная студия».
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация учителями Школы воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке и в Школе общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации через ежегодное принятие «Кодекса чести унисоновца», возможную его совместную корректировку (в начале учебного года) и неукоснительное соблюдение в течение года;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- использование историко-культурного и социального пространства города в рамках концепции уроков «Город как школа», когда пространство окружающего социума становится пространством приобретения опыта самостоятельных социальных проб, реализации собственных инициатив, навыков самоорганизации. Здесь обучающиеся продолжают учиться «читать город», получают опыт сотрудничества, партнерских отношений друг с другом и со взрослыми.
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий и круглых столов, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и парных исследовательских проектов, что даёт школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом
На уровне школы:
- через деятельность выборного Совета обучающихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
- через деятельность отдельного класса, отвечающего за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.
Детские коллективы школы участвуют в организации и проведении челленджей, помогает коллективу 11 класса в проведении ученической конференции «Зимичевские чтения», осуществляя регистрацию и сопровождение участников и гостей, видеосъёмку и фотосъёмку.
Коллектив 11 класс участвует в разработке концепции «Зимичевских чтений», выступают в роли кураторов учащихся 1-10 классов, осуществляют мониторинг подготовки Конференции, отвечают за её проведение.
На уровне классов:
- через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров – старост класса, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
- через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в образовательные экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников социальных ролей.
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
- через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
3.6. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» (вариативный модуль
Экскурсии и образовательные экспедиции помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества, получению опыта различных социальных ролей. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
- регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников: в музей, в картинную галерею, в технопарк, на предприятие, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди школьников ролей в соответствующих им заданий, например, «фотографов»,гидов», «корреспондентов», оформителей»);
- образовательные экспедиции в другие города России, осуществляемые с обязательным привлечением школьников к коллективному планированию организации, проведению и анализу экспедиции.
3.7. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
- цикл профориентационных лекций, семинаров, мастерских, тренингов, реализуемых в рамках направления «Родительский час», проводимых родителями (законными представителями) учащихся, специалистами различных областей науки, культуры, бизнеса и направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
- встречи и круглые столы для старшеклассников и их родителей с участием представителями вузов Санкт-Петербурга;
- совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер - классах, посещение открытых уроков;
- освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования.
- индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
- расширение образовательного пространства обучающихся школы с целью развития профессиональных компетенций World Skills Junior Russia в системе внеурочной и проектно-исследовательской деятельности
3.8. Модуль «Школьные медиа» (вариативный модуль)
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
- школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных мероприятий и событий (праздников, конкурсов, спектаклей, вечеров);
- школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее сообщество Школы в ВКонтакте с целью освещения деятельности Школы в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы;
- редакционный совет учащихся и учителей, ведущий календарь событий «Унисона» (ключевые события, фото, видео, мини репортажи и т.д.).
3.9.Модуль «Организация предметно-эстетической среды» (вариативный модуль
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
- оформление интерьера школьных помещений (коридора и общих пространств);
- размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.); индивидуальных выставок учащихся;
- функционирование полок буккроссинга (книговорота), на которые дети, родители и педагоги могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с них для чтения любые другие;
- размещение в коридорах и рекреациях школы экспонатов школьного экспериментариума – набора приспособлений для проведения заинтересованными школьниками несложных и безопасных технических экспериментов;
- событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
- акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
3.9. Модуль «Работа с родителями»
В школе сложилась система взаимодействия с родителями, обеспечивающая различные уровни интеграции родителей образовательный процесс: 1. информированные родители; 2. родители-соисполнители образовательных программ школы; 3. родители – авторы образовательных программ школы; 4. родители – эксперты образовательных программ школы. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На общешкольном уровне:
- Совет родителей школы, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
- В рамках договора с родителями (законными представителями) родители могут посещать школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе;
- Круглые столы – встречи, на которых обсуждаются вопросы развития школы, актуальные вопросы образования и воспитания, проводятся мастер-классы, семинары, с приглашением специалистов;
- «Встречи в Театральной библиотеке» - дискуссионная площадка, объединяющая специалистов области образования города и страны, учителей и руководителей школ Санкт-Петербурга и Северо-Западного ФО, посвященная обсуждению вопросов, касающихся школьного образования и воспитания. На встречи приглашаются родители (законные представители) обучающихся Школы. Встречи проводятся 4 раза в год (октябрь, декабрь, февраль, апрель).
- Ежегодная родительско-педагогическая конференция ОАНО «ШКОЛА «УНИСОН» «Образовательное пространство современных детей» объединяет родителей и учителей школы. Цель конференции – обмен экспертными суждениями по вопросам организации образовательного процесса в Школе, результат – согласованные с семьей изменения в образовательного процессе. На конференции родители обучающихся могут выступать в роли модераторов, докладчиков, экспертов образовательных программ. На Конференцию приглашаются социальные партнёры школы и представители других образовательных организаций города.
На индивидуальном уровне:
- Индивидуальные собеседования с родителями на этапе подписания договора, в начале года, по запросу родителей или учителей школы в течение учебного года для определения совместных действий семьи и школы, обеспечивающие образовательный успех ребёнка;
- Практика «Письма родителям»: рефлексивный отчет об образовательных достижениях ребенка. Письмо родителям составляет классный руководитель два раза в год, в конце каждого учебного полугодия. В письме отражаются педагогические наблюдения о личностных результатах ребенка, определяются образовательные задачи ребенка на следующий учебный период. В письме приводятся качественные характеристики учителей-предметников, работающих с ребенком, отражающие предметные, метапредметные и личностные результаты ребенка.
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
- участие в реализации направления «Родительский час».
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно педагогическим коллективом Школы с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса являются:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.
Анализ осуществляется классными руководителями совместно с администрацией Школы с последующим обсуждением его результатов на педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
Результаты педагогического наблюдения отражаются в качественных характеристиках учащихся и письмах родителям.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ классными руководителями, активом старшеклассников и активными родителями – независимыми экспертами образовательных программ Школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых являются беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование, а также отзывы в Сообществе Школы в ВКонтакте в Фейсбуке. Полученные результаты обсуждаются на совещании классных руководителей.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций;
- качеством профориентационной работы школы;
- качеством работы школьных медиа;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Наиболее важные результаты воспитания обсуждаются на круглых столах с родителями и учителями.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, проект, направленных на это управленческих решений, разработку локальных нормативных актов образовательной организации.
ПРИЛОЖЕНИЕ к программе воспитания
Ежегодный План воспитательной работы ОАНО «ШКОЛА «УНИСОН» опубликовывается на сайте школы в разделе «Новости» ежемесячно на каждый месяц с дополнениями
|