Негосударственное образовательное учреждение "Унисон" и автономная некоммерческая организация "Институт образовательных стратегий" представляют сетевую образовательную программу для инновационных центров повышения квалификации для работников образования "Управление качеством образования на основе анализа внешних оценок образовательных результатов".
Цели и задачи
Пояснительная записка
Адресность, цели и задачи программы:
Программа «Управление качеством образования на основе анализа внешних оценок образовательных результатов» адресована руководителям государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений системы общего образования, специалистам территориальных и региональных органов управления образованием. Настоящая программа призвана обеспечить слушателей базовыми знаниями, основными сведениями и практическими умениями в сфере управления качеством образования. Задачи программы реализуются через освоение слушателями следующих тем:
- о подходах к организации системы управления качеством в школе,
- о задачах и механизмах внешней оценки работы школы,
- о самооценке работы школы как элементе внутришкольного управления и инструменте системы управления качеством,
- о межотраслевых системах управления качеством (на примерах федеральной программы «100 лучших товаров России» и Премий качества).
Структура программы:
Программа предусматривает поэтапное ознакомление с отдельными аспектами проблемы управления качеством на основе анализа внешних оценок образовательных результатов.
Каждый раздел предваряет краткое описание его содержания, снабженное перечнем основных терминов и понятий, используемых в тексте. Содержание раздела состоит из подразделов, в которых представлены составляющие ключевой темы; завершают разделы контрольные вопросы для самостоятельной работы слушателей.
Содержание программы:
- Введение.
- Раздел 1. Объекты и способы оценки результатов деятельности школы.
- Раздел 2. Проектирование структуры внутришкольного управления качеством.
- Раздел 3. Внешняя оценка работы школы.
- Перечень методических ресурсов.
Введение
Качество – важнейший фактор устойчивого развития национальной экономики, ее интеграции в мировое хозяйство. Создание эффективных систем качества, ориентированных на внедрение современных технологий и методов менеджмента, является залогом устойчивого положения организации на рынке на рынке товаров и услуг. Как свидетельствуют результаты исследований международных экономических институтов, для глобального рынка, интеграция в который является одной из главных задач развития отечественной экономики, в XXI веке приоритетным фактором в конкурентоспособности продукции будет оставаться качество. Всеобщее повышение качества товаров и услуг должно стать национальной идеей.
Идея качества и управления качеством образования является одной из актуальных на современном этапе развития и для российской школы. Позитивная составляющая данного подхода заключается в том, что при его реализации сохраняется как преемственность российских традиций образования, так и расширяется набор позиций в наибольшей степени отвечающим современным потребностям общества и стандартам. Под качеством образования понимается его соответствие имеющимся требованиям, нормам и стандартам, потребностям общества и производства.
Управление качеством в общеобразовательном учреждении затрагивает все составляющие ее структуры: целевую, функциональную, технологическую, организационную, информационную, нормативную и критериальную. В условиях школы управление качеством образования может идти по двум «контурам»: управление качеством образовательно-воспитательного процесса и управление его развитием. Общая цель управления качеством в школе - достижение более высокого качества преподавательского состава, учебных планов и программ, качества преподавания, обучающих методик, педагогического контроля. Для этого необходимо иметь надежные и информативные показатели качества, механизмы экспертного оценивания, систему мониторинга качества, оценочные шкалы и эталоны.
В процессе управления качеством образования большую роль играет самооценка. Она является одним из наиболее популярных и эффективных методов совершенствования деятельности организаций в различных отраслях экономики. К ее преимуществам можно отнести относительную простоту, возможность проведения ее собственными силами, нацеленность на определение приоритетных направлений для улучшения работы. Основой самооценки является модель менеджмента, выбранная организацией в качестве базы для сравнения и согласованная с ней.
* Программа составлена к.п.н. Волковым В.Н. © АНО «Институт образовательных стратегий», 2005 © Волков В.Н., 2005
Раздел 1. Объекты и способы оценки результатов деятельности школы
Содержание
1.1. Объекты и способы оценки образовательных результатов учащихся:
1.1.1. Материалы аттестации школ (тестирование учащихся)
1.1.2. Диагностические контрольные работы
1.1.3. Сведения о поступлении выпускников школ в ВУЗы
1.1.4. Федеральный широкомасштабный эксперимент по обновлению структуры и содержания общего образования
1.1.5. Международные сравнительные исследования
1.1.6. Централизованное тестирование
1.1.7. Анализ отсроченных образовательных результатов
1.1.8. Социальный портрет выпускника (региональная, Санкт -Петербург)
1.2. Общие результаты работы школы:
1.2.1. Анализ годовых планов работы школы:
1.2.2. Аттестационный паспорт школы:
1.3. Самооценка работы школы:
.
Основные термины и понятия. Образовательные результаты, внешняя экспертиза работы школы, мониторинг, валидность, квалиметрическая культура, аттестация школ, диагностические контрольные работы, международные сравнительные исследования PISA и TIMMS, годовой план работы школы, самооценка работы школы, группы по самооценке, области для улучшений. |
В целях комбинирования учебного материала, результаты деятельности школы можно условно подразделить на две группы: образовательные результаты учащихся и общие результаты работы.
Виды образовательные результатов учащихся не являются специальным объектом рассмотрения настоящей программы. Программа обращена к видовому разнообразию экспертиз данных результатов, которые рассматриваются на примере региональной образовательной системы. Данные виды внешних экспертиз чрезвычайно важны в виду их непосредственного или опосредованного влияния на измерение качества образования и в связи с возможностью использования этих материалов при оценке общих результатов работы школы. К числу подобных экспертных инструментов могут быть отнесены:
- процедуры государственной аттестации школы (тестирование учащихся),
- диагностические контрольные работы,
- сведения о поступлении выпускников школы в ВУЗы,
- федеральный широкомасштабный эксперимент (мониторинг достижений),
- международные сравнительные исследования,
- централизованное тестирование,
- анализ отсроченных образовательных результатов,
- исследование «Социальный портрет выпускника».
По материалам: «Региональная система оценки качества образования»//аналитический доклад
Санкт-Петербургской Академии Постдипломного образования, июнь 2005 года
|
Контекст, в котором проведен ниже представленный обзор, включает в себя несколько факторов, среди которых определим две ключевые установки:
- невозможность обеспечения нового качества образования через экстенсивный путь развития, то есть за счет увеличения объема знаний или при изменении содержания отдельных предметов,
- путь достижения нового качества образования может быть определен только через повышение уровня образованности выпускников.
Сведения о состоянии системы образования, получаемые на основе мониторинга, являются информационно-аналитической основой для принятия управленческих решений на уровне школы, территориальных и региональных систем образования. В этой связи возрастает значимость мониторинга, как средства получения информации на протяжении длительного времени, с помощью различных технологий сбора информации и из различных источников. Проведение мониторинга осложнено такими характеристиками как: трудоемкость составляющих его процедур, необходимость приоритетного внимания к обеспечению валидности получаемых результатов, потребность в их компетентном анализе, обобщении и эффективном представлении.
Тестирования учащихся в рамках аттестации школ на протяжении последних нескольких лет является традиционной практикой в образовательной системе. Среди ее характеристик: специфика репрезентативности результатов, затрудненность их анализа, тенденция изменения показателей, пригодных для анализа, обусловленная появлением новых версий аттестации. Актуальным для органов управления образованием уже сейчас представляется проведения периодического анализа информации, собранной в ходе проведения аттестационных процедур, независимыми экспертами для выявления тенденций в качестве образования.
Данный элемент системы оценки качества образования является перспективным. Он представляет собой комплекты заданий для определения уровня знаний учащихся по различным предметам, преимущественно в тестовой форме. Диагностические контрольные работы организуются в значительном количестве школ, территориальными или региональными методическими организациями. Как элемент системы оценки качества, он стыкуется с практикой аттестационных тестирований учащихся школ (с учетом имеющихся положительных и отрицательных черт). Существенным препятствием на пути широкого использования данных процедур как полноценного элемента системы мониторинга качества образовательной системы являются современное состояние квалиметрической культуры педагогических работников и управленцев системы образования, а также потребность в обеспечении жестких организационных требований к их проведению.
Представляет собой сбор и анализ статистической информации об абитуриентах ВУЗов. Условие обеспечения данного элемента системы оценки качества образования на уровне региона - взаимодействие с органами управления системой высшего образования; на уровне школы – взаимодействие с выпускниками, сбор и анализ информации об их поступлении в ВУЗы различной специализации. Совместная работа может рассматриваться как средство получения данных для самооценки и представления при внешней экспертизе.
Проект проводится с 2001 года. В настоящее время он близок к завершению (план - 2007 год). Значительный охват регионов России данным проектом, в последние годы «компенсируется» сокращением реальным количеством школ-участников внутри самих регионов. Во многом этот процесс предопределен чрезмерной трудоемкостью процедур данного проекта и низкой заинтересованностью его ходом со стороны региональных и федеральных органов управления образования.
Исследования PISA (подготовка учащихся в области точных наук) и TIMMS (подготовка учащихся в области естественно -научных дисциплин) проводятся в 40-50 странах мира один раз в 2-3 года. Этот вид изучения образовательных результатов учащихся основан на англо -саксонском подходе к анализу учебной деятельности (выраженный в принципах построения заданий), отличной от российской образовательной традиции. Исследования предлагают разнообразные задания, составленные в логике компетентностно -ориентированного подхода в образовании. Это позволяет сравнивать не только непосредственно образовательные результаты учащихся, но и общую «продуктивность» образовательных систем различных стран, что отражается в публикуемом сопоставительном рейтинге. Данная «эталонность» не является деструктивной, соотнесение с ней позволяет привносить в систему образования принципиально новые элементы (фрагментарно уже появляющиеся, особенно в преподавании иностранных языков) и поддерживать их рост.
Тестирование, как самостоятельный элемент системы оценки качества, четко регламентирован, обеспечивает широкие возможности для сопоставления полученных результатов в территориальных и региональных образовательных системах. На региональном уровне имеются институты (например, Центры оценки качества образования), обеспечивающие функционирование данного элемента системы оценки качества образования. Это обуславливает объективность и достоверность результатов мониторинга.
Оригинальность данного элемента системы оценки качества образования прямо пропорциональна его сложности. Использование при управлении системой образования этого элемента способно рассеять устремления «предметных лоббистов» по перегрузке учебных программ. Интересна обозначившаяся в ходе подобных исследований тенденция, что сами «учителя в большинстве случаев не могут ответить на вопросы (не относящиеся к их предмету) для выпускников школы».
Осуществляемый на протяжении многих лет мониторинг представляет собой непосредственно оценку потребителями услуг системы образования во всем многообразии ее институтов. Данный инструмент по своим характеристикам очень близок к предыдущему анализу отсроченных образовательных результатов. Видимая «фоновость» данного элемента характеризует собственно жизнь «школьника после школы». Результаты подобных исследований демонстрируют устойчивую тенденцию снижения влияния школы в процессе подготовки учащихся к жизни.
Представленный выше обзор способов оценки образовательных результатов учащихся, как уже отмечалось, является составной частью оценки общих результатов работы школы, фактическим материалом, на котором он основывается.
В практике работы образовательных учреждений существуют несколько элементов, которые позволяют оценить общие результаты работы организации. Традиционно к их числу относятся: самоанализ по подведению итогов работы в рамках годовых циклов, подготовка к прохождению процедур государственной аттестации и аккредитации школы. Как инновационный путь оценки общих результатов работы школы можно рассматривать механизм самооценки, основанный на существующей в школе системе внутришкольного менеджмента. Ценность самооценки существенно возрастает при использовании не только внутриотраслевых, но и межотраслевых критериев (инструментов).
Планирование работы школы традиционно осуществляется в рамках годовых циклов (с августа по июнь). Оно производится через постановку актуальных задач работы, которые раскрываются в годовых планах. Составление плана работы осуществляется администрацией. Годовой план обычно включает в себя: перечень задач работы, календарный план мероприятий и приложения: план внутришкольного контроля, план участия в проектах, план работы по профилактике нарушений, учебный план и др. Годовой план обсуждается на заседаниях методического совета и утверждается педагогическим советом.
Анализ выполнения годового плана является комплексным процессом и, по существу, предусматривает рассмотрение результатов всей деятельности за предшествующий год. В рамках анализа заместителями директора по направлениям анализируют всю информацию о работе, изучается информация, полученная от учащихся и их родителей (анкетирования, индивидуальные встречи и др.), органов управления образованием. На основе общего анализа администрацией (директором) школы выделяются направления, продолжение работы по которым останется или станет актуальной на новый период, таким образом, создается база для планирования работы на новый учебный год.
Аттестационный паспорт характеризуется разнообразием форм и многоплановостью содержащейся в нем информации. Использование данного инструмента с существующей периодичностью 1 раз в 5 лет можно рассматривать как наиболее близкую аналогию процедуры самооценки школы. Среди недостатков инструмента следует отметить:
- дублирующий характер данной элемента системы оценки качества по отношению к различным видам отчетной информации, используемой в территориальных и региональных системах образования,
- само по себе наличие в органах управления образованием различного уровня разноплановой информации об образовательном учреждении не является гарантией их использования в процессе работы органов управления образованием или при планировании работы со школой.
Для школ, определяющих для себя работу в направлении повышения качества образования (образовательных услуг), как приоритетную эффективным инструментом может стать периодическое проведение самооценок работы организации. Для этой цели формируются специальные группы по самооценке из числа сотрудников. Проводится обучение членов групп для их ознакомления с основами стандартизации, критериями моделей управления качеством, алгоритмами и методиками самооценки работы организаций; организуются занятия, направленные на повышение квалиметрической культуры. Для решения последней из перечисленных задач целесообразно включение в состав группы педагога-психолога.
Проведение цикла самооценки работы образовательного учреждения осуществляется на основе ключевых критериев International Standards Organization (ISO) и Total Quality Management (TQM), адаптированных к условиям школы. В ходе самооценки проводятся интервью, анкетирования или иные формы сбора информации от сотрудников о деятельности школы. Формирование анкеты или опросного листа осуществляется таким образом, чтобы при ответах на содержащиеся в них вопросы можно было получить ответы, подтверждающие примерами состояние работы школы, то есть производится сбор конкретных фактов, а не субъективных мнений. Результаты обсуждаются и обобщаются членами группы по самооценке и отражаются в отчете; подготовленный отчет представляется всем сотрудникам. По итогам цикла самооценки выделяются две-три области для улучшений в школе. Для работы в областях улучшений организуется специальными рабочими группами под руководством сотрудников, назначенных администрацией и наделенных необходимыми полномочиями. Повторные циклы самооценки проводятся обычно через год; в ходе них работа повторяется в приведенной выше последовательности, особенно внимательно изучаются изменения (новообразования) в выделенных ранее областях для улучшений; по итогам каждого цикла самооценки определяются новые области для улучшения и проводится работа в них.
Результаты самооценки школы могут быть использованы при составлении годовых планов работы, в процессе подготовке к прохождению процедур государственной аттестации аккредитации, при номинировании в конкурсах и программах в области качества. Итоги самооценок также могут использоваться для поддержки имиджа образовательного учреждения в обществе или укрепления позиций на рынке образовательных услуг. Например, рейтинг негосударственных школ Москвы и Подмосковья, составленный в 2004-2005 учебном году на основе данных, предоставленных самими школами, позволяет сделать это, опираясь на сравнение по 57 характеристикам (5).
Раздел 2. Проектирование структуры внутришкольного управления качеством
Содержание.
2.1 Политика образовательного учреждения в области качества:
2.1.1. Потребители образовательных услуг
2.1.2. Теоретические основания
2.1.3. Механизмы управления качеством образовательных услуг
2.2. Программа развития школы:
2.3. Годовые планы работы школы:
2.4. Кадровая политика и информационное обеспечение работы школы:
Приложение 1. Проект структуры внутришкольного управления качеством
Основные термины и понятия. Внутришкольное управление, потребители образовательных услуг, рынок образовательных услуг, политика школы в области качества, программа развития, годовой план работы школы, кадровая политика школы, принципы кадровой политики, внутришкольное управление качеством. |
Организация специальной системы внутришкольного управления качеством требует наличия определенных предпосылок в работе образовательного учреждения и создания ряда основополагающих документов. В данном разделе рассмотрен вариант пакета документов, регламентирующий деятельность школы, направленную на повышение качества образования.
Специальный документ может быть разработан в школе в соответствии с существующими приоритетами развития и готовности администрации и педагогического коллектива стремиться к удовлетворению потребностей потребителей образовательных услуг как приоритетному направлению своей работы. Цели данного документа формулируются исходя из стремления:
- повысить удовлетворенность потребителей оказываемыми образовательными услугами,
- придать реализуемым образовательным программам большую социальную ориентацию,
- повысить конкурентоспособности школы на рынке образовательных услуг региона.
Школа рассматривает в качестве потребителей своих услуг следующие группы населения и организации: воспитанников и учащихся, их родителей; средние специальные и высшие учебные заведения, а также общество, интересы которого представляют государственные органы управления образованием.
Деятельность школы, направленная на улучшение качества оказываемых потребителям услуг, строится в соответствии с идеями концепции Всеобщего управления качеством, основывается на положениях Федеральной программы модернизации образования в Российской Федерации (на период до 2010 года) и подходах к оценке качества образования, разрабатываемыми в педагогической науке.
Механизмами (средствами), обеспечивающими повышение удовлетворенности потребителей образовательными услугами и рост конкурентоспособности школы, является:
· создание нормативно-правовых и учебно-методических документов, обеспечивающих индивидуализацию образовательно-воспитательного процесса;
· проектирование согласованного содержания и организационно-педагогических условий реализации образовательных программ на всех ступенях обучения, с разносторонней оценкой их качества с точки зрения влияния на развитие обучающихся;
· включение обучающихся и их родителей в управление образовательным процессом на основе вариативных форм согласования позиций всех участников образовательно-воспитательного процесса и расширения общественного характера управления школой;
· поиск механизмов отслеживания качественных характеристик образовательных услуг по двум группам индикаторов: психолого-педагогические показатели и учебные характеристики; социальные показатели (степень удовлетворенности потребителей услугами, востребованность школы среди населения и др.);
· отработка системы информационного и ресурсного обеспечения внутришкольной структуры управления качеством.
Ключевым инструментом управления качеством можно считать Программу развития школы, разрабатываемую обычно на трех-, пятилетний период. В Программе развития априори содержится установка на повышение качества образовательных услуг, оказываемых школой, что часто отражается в таких целях, как совершенствование практики работы образовательного учреждения или обеспечение динамичного развития организации на основе анализа имеющихся условий и ресурсов, прогноза перспективы их изменений.
При разработке Программы учитываются положения существующих программ развития федеральной, региональной и территориальной образовательных систем. Программа развития, ориентированная на управление качеством образования, содержит положения о том, что в своей работе школа не только учитывает интересы обучающихся и их родителей, но и стремится к наиболее полному удовлетворению имеющихся у них потребностей. Характеристикой инновационной Программы развития является ее вариативность и прогноз развития, основанный на учете изменения внешних условий.
Подведение промежуточных итогов осуществления Программы целесообразно осуществлять по окончании каждого учебного года на заседаниях педагогического совета школы. При оценке выполнения Программы необходим учет мнений потребителей образовательных услуг, выраженных в их отзывах о реализуемых проектах. Подведению общих итогов выполнения Программы целесообразно посвятить специальное заседание педагогического совета.
Планирование работы, как правило, осуществляется в рамках годичных циклов. Составляемые планы соответствует ключевым идеям, содержащимся в Программе развития. В условиях ориентации работы школы на построение образовательной практики, ставящей своей первоочередной задачей повышение качества оказываемых потребителям образовательных услуг, должен быть обеспечен переход на новые принципы планирования работы; это предусматривает отход от примата первоочередности выполнения формальных (нормативных) показателей.
Процесс планирования работы образовательного учреждения, традиционно основывающейся на самоанализе результатов прошедшего учебного года и учитывающий оценки деятельности школы, содержащиеся в заключениях органов управления образованием, должен быть модифицирован - необходимо дополнить его инновационными элементами. В этой связи при планировании работы школы целесообразно брать за основу систему самооценки и внутренней индикации качества.
Эффективная работа персонала является важнейшим условием успешности ООУ, что определяется спецификой педагогического труда и состоянием организации. Человеческие ресурсы - основной потенциал образовательного учреждения и деятельность по его развитию одна из ведущих задач руководства, так как:
- педагоги создают микроклимат, напрямую и опосредовано способствующий полноценному развитию ребенка,
- единство усилий педагогического коллектива, в сочетании с активностью детей, приводят в итоге к достижению ключевых целей образования.
В школе должны быть сформулированы основные принципы кадровой политики и обеспечено четкое следование им. Например:
- привлечение на работу специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, и поддержка повышения квалификации педагогами без отрыва от производства,
- прием на работу опытных педагогов, имеющих преимущественно высшие или первые квалификационные категории,
- сохранение высокой доли сотрудников, работающих в школе на постоянной основе,
- стимулирование инициатив и усилий работников, направленных на улучшение деятельности школы.
Кадровая политика школы предусматривает широкое вовлечение педагогических работников в систему обучения и повышения квалификации: внутри школы, на уровне районных и городских методических организаций, через получение высшего педагогического образования (заочное обучение).
|
В школе необходимо на постоянной основе проводить изучение мнений работников по актуальным вопросам организации образовательно-воспитательного процесса и педагогической практики. Исследования могут проводиться по запросу администрации или в соответствии с утвержденными планами работы.
Педагоги обеспечиваются информацией, необходимой для эффективной организации профессиональной деятельности, на основе системы информационного обеспечения деятельности школы, включающей в себя каналы внешнего и внутреннего информирования. Задачи системы информационного обеспечения:
- формирование положительного представления о школе в общественном мнении,
- обеспечение объективной информацией сотрудников всех подразделений, учеников и их родителей,
- предоставление информационной поддержки работы администрации для обоснованного планирования работы.
Построение системы информационного обеспечения работы основывается на понимании того, что в современном мире школа является открытой системы. Несмотря на наличие факторов, представляющих определенную угрозу, которыми характеризуется окружающий мир, внешняя среда - источник идей и ресурсов, которые необходимо привлекать для развития, что обеспечивает поступательный рост.
Раздел 3. Внешняя оценка работы школы
Содержание.
3.1. Актуальность и особенности внешней оценки школы:
3.2. Субъекты внешней оценки: 3.3. Перечень программ в области качества в Российской Федерации и регионов: 3.4. Федеральная программа «100 лучших товаров России» 3.4.1. Основные цели программы: 3.4.2. Этапы конкурса: 3.4.3. Основные этапы работы школы в Программе: 3.4.4. Структура анкеты конкурсанта: 3.5. Модель Total Quality Management (TQM) – Всеобщее управление качеством. Структура Премии качества 3.5.1. 8 основных понятий TQM - Всеобщего управления качеством: 3.5.2. История Премии по качеству. Премия качества в России 3.5.3. Основные цели программы «Премия качества»: 3.5.4. Этапы конкурса: 3.5.5. Основные этапы работы школы в программе «Премия качества»: 3.5.6. Самооценка работы школы и участие в конкурсе на соискание Премии: 3.5.7. Структура отчета конкурсанта: Приложение 1. Выдержки из Отчета конкурсанта на соискание Премии качества. Критерий 4, составляющая 4а «Внешние партнеры» Приложение 2. Выдержки из экспертного заключения по Отчету конкурсанта на соискание Премии качества. Критерий 4, составляющая 4а «Внешние партнеры»
Основные термины и понятия. Внешняя экспертиза работы школы, федеральные и региональные программы в области качества, отраслевые и межотраслевые критерии оценки качества, программа «100 лучших товаров России», конкурс «Премия качества», Total Quality Management (TQM) – Всеобщее управление качеством, бенчмаркинг.
Внешняя оценка результатов деятельности образовательных учреждений является одним из стимулов для улучшения работы. В случае возможности выбора к внешней экспертизе целесообразно прибегать в том случае, когда возможности определения перспектив силами сотрудников школы затруднителен или невозможен или если требуется уточнение выбора приоритетов из направлений, определенных в ходе самоанализа или самооценки. Последнее актуально в условиях дефицита ресурсов в организации. Внешняя оценка имеет некоторые особенностей, к числу которых можно отнести следующее:
- внешняя оценка дополняет базовую оценку, проводимую в процессе текущей работы,
- в процессе внешней экспертизы проверяются те аспекты работы школы, которые невозможно или очень затратно проверить в ходе внутренней оценки,
- внешняя оценка может служить основанием для последующего сравнения результатов работы школы с результатами деятельности других учебных заведений.
Внутри школы в различных составляющих процедур внешней оценки принимают участие, как представители администрации, так и педагоги. Внешними экспертами работы образовательного учреждения могут становиться различные субъекты; причины самих экспертиз также могут быть разными. Их можно разделить на две основные группы: внешние эксперты работы школы, проводящие проверки на соответствие неким заданным внутриотраслевым критериям (показателям) и внешние эксперты, приглашаемые непосредственно по инициативе самой школы для исследования за объектами (составляющими работы), определенными самим образовательным учреждением.
К первой группе можно отнести следующие экспертизы:
- в рамках проверок школы инспекцией органов управления образованием, методистами Научно-методических центров и Районных методических кабинетов, региональных Институтов усовершенствования учителей,
- в процессе государственной аттестации,
- при оценке работы школы Попечительским (Управляющим) советом.
В данном случае объекты оценки в рамках внешних экспертиз не зависят от потребностей школы в изучении состояния собственной работы, а полностью определяются интересами внешних организаций. Такой вид внешних экспертиз имеет ряд негативных характеристик; к их числу можно отнести следующее:
- - не выявляется реальное состояние учреждения, а формируется только фрагментарное представление об организации, обусловленное спецификой восприятия субъекта, проводящего экспертизу; в то же время сама экспертиза сосредоточена на трудозатратном и малоэффективном сборе информации,
- - результат внешних экспертиз не является значимым для образовательного учреждения, так как мало связан с его реальными проблемами, актуальными для преодоления и разрешения.
Вторую группу составляют экспертизы, организуемые по запросу непосредственно школы приглашенными экспертами. Объектами экспертиз данного вида становятся элементы образовательно-воспитательного процесса, управленческого процесса и др. (или их совокупность), которые актуальны для образовательного учреждения. Критерии, в основном, носят универсальный характер, их результаты смогут быть сопоставлены с данными о работе других учреждений. В ходе внешних экспертиз данного вида существует большая степень вероятности достижения соответствия между экспертным заключением и реальным состоянием организации; определяются проблемы, в решении которых учреждение нуждается, и намечаются пути их решения.
При рассмотрении второго вида внешних экспертиз следует отметить ряд особенностей:
- - при проведении не создается неблагоприятный эмоциональный климат в организации, хотя увеличиваются трудозатраты некоторых сотрудников,
- - результаты (заключения) редко используются и не учитываются при проведении внешних экспертиз первого вида,
- - ценность результатов обследований повышается при привлечении к работе экспертов, работающих с организациями из различных отраслей экономики, что позволяет использовать в процессе экспертизы школы универсальные (межотраслевые) критерии оценки.
Результаты внешних экспертиз, относящихся ко второй группе, при их базировании на межотраслевых критериях или внутриотраслевых, но универсальных критериях, могут служить основанием для стимулирующего сравнения полученных данных о состоянии (итогах) работы с деятельностью других организаций.
Внутриотраслевые: «Школа года России».
Межотраслевые: «100 лучших товаров России», «Товар года», «Народная марка», «Премия Правительства Российской Федерации в области качества (региональные модели Премии), «Знак общественного признания» (региональная, Санкт-Петербург), «Сделано в Петербурге» (региональная, Санкт-Петербург).
Программа осуществляется на постоянной основе ежегодно в рамках подготовки и проведения Всемирного дня качества, Европейской недели качества.
Организаторы программы – Госстандарт России, Межрегиональная общественная организация «Академия проблем качества», редакционно-информационное агентство «Стандарты и качество», региональные комиссии по качеству (организаторы Программы в субъектах Российской Федерации).
Для организаций системы образования возможно номинирование по разделу «Номинация «Услуги». Свободная номинация» (по определению Региональной комиссии по качеству).
- объединение усилий российских государственных, промышленных, коммерческих, общественных организаций и поддержка региональных инициатив, направленных на повышение качества отечественной продукции и услуг,
- содействие производству конкурентоспособной высококачественной отечественной продукции и насыщению потребительского рынка Российской Федерации,
- создание высокой репутации российских предприятий и организаций, производящих и предоставляющих качественные продукцию и услуги,
- создание предпосылок и содействие широкому внедрению современных методов управления и обеспечения качества продукции и услуг на основе отечественных и международных стандартов и передовых достижений в этой области,
- привлечение внимание государственных, законодательных исполнительных органов власти, промышленных структур, общественных организаций и средств массовой информации к необходимости выполнения основных требований общества: обеспечения всем гражданам достойного образа жизни, защита окружающей среды, охрана здоровья, безопасность продукции и услуг, надежность техники, сохранение энергии и естественных ресурсов,
- усиление мотивации участия предприятий в конкурсе на Премию Правительства Российской Федерации в области качества.
Подготовительный. Разработка пакета документов Конкурсной комиссией; утверждение официальных документов Программы; информирование организаторов и участников Программы.
Региональный (субъект - Региональная комиссия по качеству). Информирование о Программе руководство предприятий, общественность и СМИ; оценка качества заявленных в Программу товаров и услуг; определение лучших товаров и услуг по региону; организация общественного смотра предприятий и организаций, участвующих в конкурсе; проведение мероприятий по популяризации Программы в регионе.
Федеральный (субъекты - Исполнительная дирекция Программы, Комиссия по подготовке решения и Координационный совет Программы). Прием итоговых материалов от региональных комиссий по качеству; анализ представленных документов и расчет рейтингов продукции и услуг (на основе «Универсальной методики стратегической оценки состоятельности товаров»); подготовка проекта решения Координационного совета; рассмотрение и утверждение итогового перечня лауреатов и дипломантов Программы в каждой из номинаций.
Итоговый. Проведение на региональном и федеральном уровнях информационно-рекламных мероприятий по итогам Программы в рамках Всемирного дня качества и Европейской недели качества; награждение лауреатов и дипломантов Программы.
- изучение Положения и сопроводительных документов о Программе,
- подбор материалов (образовательные программы, Программа развития, Политика организации в области качества, краткая характеристика услуги (Приложение 1 к настоящему разделу), сертификаты, внешние экспертные заключения и отзывы о работе школы и другие документы, демонстрирующие динамику улучшения качества услуг и освоение современных методов управления качеством),
- заполнение анкеты-самооценки конкурсанта,
- сдача пакета документов в Региональную комиссию по качеству.
- Регистрационный блок (наименование; лицензия; адрес и общие сведения).
- Качество и конкурентоспособность (10 кратких характеристик услуги, из них: 5 - универсальных, 5 – выбранных школой; сведения о материально-технической базе и финансовых результатах работы; рекламации).
- Организационно-технологический блок (нормативные документы, новизна, износ фондов, продолжительность работы на рынке).
- Ресурсный блок (сырье, оборудование, штаты).
- Блок экологии и безопасности (сертификация).
- Социально-культурный блок (работа с потребителями и персоналом, благотворительность).
- Товарно-финансовый блок (оборот, инвестиции, сопоставление цен).
- Информационно-рекламный блок (бренды, реклама, участие в выставках).
Приложение 1. Краткая характеристика образовательной услуги
В учебном процессе школы представлены новейшие технологии обучения, в т.ч. компьютерные. Созданы инновационные учебно-методические материалы и система диагностики развития детей, обеспечивающие индивидуализацию обучения. Учащимся предлагается особый режим «школы полного дня» (полупансион). Развитая система дополнительного образования делает реальным выбор учащимися программ обучения и форм досуга; их качество оценивается по академическим и психолого-педагогическим показателям. Ученики участвуют в региональных творческих смотрах, побеждают в предметных олимпиадах.
Комфортность образовательной среды обеспечивается наличием классных комнат, специализированных учебных кабинетов и зон отдыха; деятельностью медицинской службы, которой обеспечено снижение заболеваемости на 20%. Школа сотрудничает с организациями-партнерами, в том числе с ВУЗами при реализации профильных учебных программ в 10-11 классах. Действует система информирования родителей о работе школы, проводится изучение их мнения и обеспечивается участие в управлении.
95% сотрудников школы имеют высшее образование; 20% награждены государственными и отраслевыми наградами. Возрастает доля работников высшей квалификационной категории; реализуются программы повышения их квалификации и стимулирования. Школа участвует в федеральном проекте «Модернизация структуры и содержания общего образования» и районной программе «Качество образования», в рамках которой проводится самооценка работы по критериям модели TQM.
|
Вопросы для самоконтроля
3.5. Модель Total Quality Management (TQM) – Всеобщее управление качеством. Структура Премии качества
1. Ориентация на потребителя. За потребителем остается последнее слово относительно качества продуктов и услуг. Требования потребителей и способ их удовлетворения хорошо поняты организации. Удовлетворение потребителей измеряется и анализируется также как и возможности повлиять на их лояльность.
2. Взаимоотношения с поставщиками. Это взаимодействие основано на доверии и интеграции общих процессов, ведущих к совершенствованию и к созданию ценностей как для потребителей, так и для поставщиков.
3. Включенность всех сотрудников и повышение их квалификации. Все возможности сотрудников реализуются благодаря культуре доверия и делегирования ответственности. Вовлечение в процесс совершенствования осуществляется через информирование всех работников, что поддерживается через обучение и развитие их профессиональных навыков.
4. Постоянное совершенствование и инновации. В организации царит культура постоянного совершенствования. Постоянное обучение – основа улучшений. В организации стимулируется нестандартное мышление и инновации.
5. Роль руководства и последовательность целей. Руководство развивает культуру организации. Оно руководит усилиями всех работников и направляет все ресурсы на совершенствование. Все отделения извещены о политике и стратегии организации и все мероприятия согласованы. Деятельность всех сотрудников соответствует ценностям организации и ее политике и стратегии.
6. Ответственность перед обществом. Организация и все сотрудники следуют этическим принципам и стремятся к выполнению всех требований закона.
7. Ориентация на результаты. Постоянный успех зависит от учета и удовлетворения интересов всех заинтересованных лиц: потребителей, поставщиков, сотрудников, акционеров, а также всего общества в целом.
8. Процессы и факты. Все процессы в организации управляется системно. Каждый процесс имеет своего ответственного, который отслеживает и поддерживает его профилактическими мерами. Факты, измерение и информация – база управления.
На основе приведенных восьми принципов TQM в 2000 году создана новая редакция международных стандартов ISO 9000 (версия 2000) и в ней учтены многие моменты премиальных конкурсов и критерии, содержащиеся в Европейской Премии по качеству. Таким образом, организации, участвующие в конкурсах на соискание Премий по качеству, могут готовиться к сертификации качества по основным стандартам ISO 9000.
Во второй половине ХХ века на основе идей и принципов Всеобщего управления качеством во многих странах стал осуществляться процесс переориентации производства с ранее существовавшего приоритета непосредственного достижения максимальной прибыльности товаров и услуг на стремление к более полному удовлетворению запросов потребителей, а уже через это к росту прибыли компаний. Эти процессы нашли свое отражение в деятельности общественных и государственных организаций.
В 1951 году в Японии от имени Японского союза научно-технических сотрудников была впервые присуждена Премия Деминга. Премирование проводилось по двум категориям: отдельным лицам, внесшим вклад в научно-исследовательскую работу и обучения TQM и компаниям. К настоящему времени премия вручена более чем 200 лауреатам, в том числе нескольким иностранным компаниям
В 1987 году в США для стимулирования конкурентоспособности американских товаров и услуг, в рамках законодательных инициатив администрации Президента Р.Рейгана была учреждена Премия М.Болдриджа. Она является признанием достижений американских компаний в области TQM. Премия ежегодно присуждается двум производственным компаниям, двум сервисным и двум компаниям, представляющим сектор «малого бизнеса». В период 1987-1997 годов присуждение данных премий способствовало пропаганде в США идей TQM и их широкому распространению.
Европейский Союз, представляющий собой объединение наиболее экономически развитых государств мира, так же заинтересован в повышении конкурентоспособности европейских товаров и услуг на мировом рынке. В этой связи в 1998 году был создан Европейский фонд управления качеством, а еще через три года, в 1991 году была учреждена Европейская Премия по качеству. Развитие данного проекта нашло отражение в появлении в 1995 году Европейской Премии по качеству для организаций государственного сектора, а в 1997 году – для малых и средних предприятий. Модель TQM во многих европейских странах затронула и образовательные системы. Например, появление специальной программы «Qualitetan skola» (Качественная школа) в Швеции, регулярное инспектирование школ в Великобритании с 1993 года в системе Office for Standards in Education (Ofsted) (Бюро Ее Величества Главного Инспектора школ Англии) с использованием элементов подхода TQM.
Как ответ на «вызов» времени в 1998 году в России также была учреждена Премия Правительства Российской Федерации в области качества. При разработке ее структуры за основу была взята модель TQM. Содержание критериев Премии неоднократно уточнялось, что отражается в условиях конкурсов, проводимых ежегодно с 1998 года. В 2004 году структура Премии выглядела следующим образом:
По материалам: Модель Премии Правительства
Российской Федерации в области качества

Совершенствование деятельности организации невозможно без периодического анализа фактического состояния работу по качеству и ее результатов. Опираясь на результаты такого анализа можно намечать и реализовывать планы по улучшению деятельности. Для всех организаций, действующих в различных секторах экономики полезно иметь современное и объективное средство для периодической оценки своей деятельности в области качества и ее результатов. В последнее десятилетие таким средством является самооценка на соответствие критериям модели национальной Премии по качеству, отражающим общепризнанные принципы и подходы метода TQM. Большинство моделей Премий (в США, Европе и России) гармонизированы, что предоставляет возможность сопоставлять оценки работы с оценками лучших мировых производителей товаров и услуг.
Модели Премий по качеству включают в себя множество показателей (критериев и подкритериев), охватывающих практически все аспекты деятельности организаций независимо от их размеров, формы собственности и сферы деятельности. Модели могут быть использованы для самооценки работы, для получения внешней экспертной оценки, могут рассматриваться как средство бенчмаркинга (сравнения результатов работы различных организаций) и как основа для подачи заявки непосредственно на соискание Премии по качеству.
Премия по качеству присуждается ежегодно на конкурсной основе за производство и реализацию высококачественной, конкурентоспособной продукции или услуг, значительный вклад в разработку и внедрение современных систем обеспечения и управления качеством продукции или услуг. Результаты работы организаций в области качества, представляемые на конкурс, принимаются к рассмотрению при условии, что эти результаты реализованы на практике не менее, чем за один год до объявления конкурса. Все организации, принявшие участие в конкурсе, получают оценку деятельности в области качества и рекомендации по ее совершенствованию.
Объявление через СМИ информации о проведении конкурса.
Представление организациями заявок на участие в конкурсе и уведомление заявителей.
Представление организациями материалов для участия в конкурсе:
1) Копия заявки с уведомлением Конкурсной комиссии.
2) Анкета-декларация конкурсанта на соискание Премии.
3) Перечень мест расположения структурных подразделений организации
4) Отчет конкурсанта, содержащий самооценку конкурсантом уровня его работы и конкретных результатов в области качества на соответствие критериям Премии.
5) Копия платежного поручения об оплате взноса конкурсанта.
Экспертиза конкурсных материалов.
Подготовка и отправка экспертных заключений конкурсантам (по 1 туру).
Отбор финалистов конкурса для проведения обследования на местах.
Подготовка экспертами программ обследований и его проведение.
Подготовка и отправка экспертных заключений конкурсантам (по 2 туру).
Определение лауреатов и дипломантов конкурса.
Церемония награждения лауреатов и дипломантов конкурса.
- изучение нормативных документов, модели Премии,
- обучение персонала,
- проведение самооценки работы школы (составление анкеты, опрос, обработка и анализ),
- выделение «проектов по улучшению»,
- написание отчета о работе школы в соответствии с Рекомендациями,
- подача заявки, оплата взноса участника,
- сдача отчета и его экспертиза в Конкурсной комиссии,
- получение экспертного заключения с поэлементной бальной оценкой.
Исходя из условий модели TQM, самооценка означает регулярный и систематический анализ деятельности школы и измерение результатов этой деятельности в сравнении с образцом. Процесс самооценки регламентируется на основе специальных Рекомендаций (Рекомендации Р50-601-45/2-2003 «Самооценка деятельности организации на соответствие критериям премий Правительства Российской Федерации в области качества 2003 года». – М., ВНИИС Госстандарта России, 2003). Он позволяет школе идентифицировать свою стабильность и сферы, требующие улучшения, среди которых необходимо определить приоритетность и порядок претворения на практике мер по совершенствованию. В основе модели Премии лежит постулат об интегрировании самооценки работы организации в реальную практику управления. Когда самооценка приобретает характер устоявшейся практики и накапливаются достаточные данные, школа получает возможность претендовать на региональную или национальную Премию качества.
Основная проблема самооценки заключается в необходимости сбора большого количества данных и фактов о работе школы по девяти критериям модели, которые затем находят свое отражение и в отчете конкурсанта.
Участвуя в конкурсной программе, школа получает определенные преимущества:
- подготовка заявки, связанный с ней сбор данных и их анализ являются средством вовлечения большого числа работников в процесс управления,
- ограниченность сроков представления документации по заявке обеспечивает концентрацию усилий и стимулируют участие и выполнение обязательств со стороны работников школы,
- имеется возможность обогащения опыта отдельных участников группы, подготавливающей заявку и отчет,
- по итогам номинирования отчета в конкурсе школа получает экспертное заключение с указанием «сильных сторон», «областей для улучшения» и общей балльной оценки работы организации, что служит основой для развертывания процессов улучшения деятельности.
Исходя из многолетнего опыта и опираясь на мнения участников конкурсов на соискание Премий качества в России, Европе и США, можно определить дополнительные конкурсные преимущества:
- идеальную возможность учиться у опытных менеджеров за пределами своей организации,
- расширенное взаимодействие с СМИ и укрепление позитивных внешних связей с общественностью в процессе представления ей достижений организации.
Максимальный объем отчета (включая рисунки, графики, таблицы и т.п.) не должен превышать:
- при численности работников в организации до 250 человек – 35 страниц,
- при численности работников в организации до 5000 человек – 75 страниц,
- при численности работников в организации свыше 5000 человек – 90 страниц.
Конкурсант готовит отчет в конкурсную комиссию в трех экземплярах.
В обычной практике, численность работников школы не превышает 250 человек, и, следовательно, отчет составляет не более 35 страниц и в нем раскрывается вся деятельность организации по 23 (всего 32) составляющим, представляющим 9 критериев модели.
Повышение качества образовательных услуг, оказываемых школой, обеспечивается не только за счет повышения эффективности использования потенциала самой организации, но и за счет сотрудничества с другими организациями. Значимость работы в данном направлении декларировалась на заседании педагогического совета школы (май 1999 года).
Определение партнеров производится администрацией на основе запроса потребителей. В 2000-2001 годах расширение внешних связей школы было продиктовано появлением нового подразделения - средней школы. Для организации профильной подготовки старшеклассников были заключены договоры о сотрудничестве с Техническим университетом и Университетом телекоммуникаций. Выбор ВУЗов-партнеров был обусловлен запросом учащихся и их родителей. Гуманитарный профиль основывался на имевшейся в школе успешной практике обучения учащихся иностранному языку; развитие дизайнерского профиля базировалось на фундаменте, заложенном при формировании и развитии школы как учреждения с высоким уровнем подготовки детей по предметам художественно-эстетического цикла. С учетом возрастных особенностей старшеклассников были изменены программы их экскурсионного обслуживания: увеличен удельный вес музеев литературоведческой и естественно-научной направленности.
С 2003 года, исходя из постановки новых целей федеральной программы развития образования по построению «старшей профильной школы», школа изменила условия сотрудничества с ВУЗами, что выразилось в частности в невозобновлении договоров с ними, после окончания срока их действия. Администрация и педагоги с 2004 года начали работу по проектированию и установлению отношений с новыми партнерами, сотрудничество с которыми призвано обеспечить реализацию программ работы ученических клубов и профильного обучения (информационно-технологический профиль) в средней школе за счет внешкольной активности учащихся и педагогов.
В целом, сотрудничество с научными, культурными и спортивными организациями способствует повышению качества образовательных услуг.
Сотрудничество школы с НИИ эпидемиологи и микробиологии было начато в 1999 году и ставило задачей разработку и реализацию профилактическо-оздоровительной программы среди учащихся основной и средней школы. Проводилась общая диагностика состояния здоровья обучающихся, популяризация отечественных препаратов, созданных на натуральной основе, способствующих укреплению иммунной системы человека. Проведенная работа обеспечила снижение уровня заболеваемости учащихся на 20%.
Школой организовывались выставки творческих работ обучающихся в Русско-Немецком центре встреч (2000-2001 годы), в галерее «Патина» (2001 год), в Springfield Hall, Liverpool, Великобритания (2004 год). На протяжении последних четырех лет работают постоянные экспозиции работ учащихся школы в здании Администрации района и в универсаме «Северный».
Мероприятия, проводимые городской Ассоциацией психотерапии и тренинга, посещаются педагогами-психологами школы. Получаемые разработки и консультационная поддержка обеспечивают совершенствование психологического сопровождения детей.
Старейший партнер школы - бассейн «Ласточка», где организуются занятия учащихся (еженедельно обслуживается 25% учеников). Заключен договор с автопредприятием, обеспечивающим транспорт для поездок в бассейн и для проведения экскурсий учащихся. Заказ автобусов производится ежемесячно по плану-заявке.
Взаимодействие с ДЮСШОР «Динамо» заключается в оказании тренерами консультационной помощи учителям физической культуры школы, привлечении учеников для участия в юниорских соревнованиях по фехтованию (чемпионаты города и России). При помощи ДЮСШОР «Динамо» с 1999 года в летний период организовываются выезды учащихся (до 140 человек в год) в ДОЛ «Солнышко», «Волна» и «Заря». Ученикам школы путевки предоставляются на льготных условиях. С 2003 года организуются выезды школьников в ДОЛ в период осенних, зимних и весенних каникул.
Сотрудничество школы с клубом «Гигант» было начато в 1999 году. Клуб является местом проведения торжественных церемоний «Золотые достижения», на которых подводятся итоги одноименного общешкольного конкурса (май, ежегодно). Школьные Новогодние карнавалы проводятся в клубах «Бада» (2001-2003 годы) и «Лидер» (с 2004 года). Взаимодействие с клубами проводится на условиях аренды.
Помимо указанных организаций-партнеров, школа сотрудничает с Детской филармонией, книжным магазином «Дрофа». Филармония организует концерты артистов для учащихся начальной школы (с 1999 года). С 2000 года администрацией организовано льготное обслуживание педагогов в книжном магазине «Дрофа» (приобретение литературы со скидкой в 16%). Среди партнеров школы - лицей №6, Alliance school (Liverpool, UK) и др.
Школа взаимодействует с бизнес-структурами: ЗАО «Автодор», ЗАО «Сфера», ЗАО «Rymac», ООО «Стек», ООО «Евростиль» и др., что обеспечивает работу по совершенствованию материально-технической базы школы и реализацию целевых проектов. Для обеспечения коммунальными услугами организовано сотрудничество с поставщиками: «Электросбыт», «Водоканал», ОВО РУВД района, ГУП «Спецтранс» и др.
Экспертная оценка представленной работы школы по элементам:
Совершенствование подхода – 50%. Полнота подхода – 40%. Оценка и пересмотр подхода – 40%. Суммарная оценка – 43%.
Методическое обеспечение программы:
- Рекомендации Р50-601-45/2-2003 «Самооценка деятельности организации на соответствие критериям премий Правительства Российской Федерации в области качества 2003 года». – М., ВНИИС Госстандарта России, 2003
- «Десять лет Национальной премии качества Малькольма Болдриджа»//Стандарты и качество, 1998, №10, с.46-50
- Качалов В.А. «Самооценка – ключевой метод TQM (по докладам 41 Конгресса ЕОК)»//Стандарты и качество, 1997, №11, с.43-48
- Лапидус В.А. «Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях». – М.: ОАО Типография «Новости», 2000
- «Методика составления рейтинга частных школ»//Карьера, 2005, №5, с.77-79
- Швец В.Е. «Самооценка и ее Роль в развитии систем качества»//Сертификация, 1998, №3, с. 20-21
- «Региональная система оценки качества образования»//аналитический доклад Санкт-Петербургской Академии Постдипломного образования. – СПб., 2005
- www.100best.ru – официальный сайт Федеральной программы «100 лучших товаров России»
- www.rustest.spb.ru - официальный сайт Центра испытаний и сертификации «Тест-Санкт-Петербург»
Вопросы для самоконтроля
Контрольные вопросы к Разделу 1:
1. На основании анализа содержания подраздела 1.1, оцените эффективность представленных в нем экспертных инструментов по следующим критериям (0 баллов – не соответствует действительности, 5 баллов – полное соответствие действительности):
Инструмент
Критерий
|
1.1.1.
|
1.1.2.
|
1.1.3.
|
1.1.4.
|
1.1.5.
|
1.1.6.
|
1.1.7.
|
Наличие в региональной системе образования (школе)
|
|
|
|
|
|
|
|
Доступность сведений для школы
|
|
|
|
|
|
|
|
Значимость результатов для оценки работы школы
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Определите «истинность» приведенных ниже особенностей самооценки работы школы; добавьте недостающие, по Вашему мнению, характеристики, свойственные для самооценки:
- нацелена на повышение качества образовательного процесса,
- проводится с участием всех сотрудников и заинтересованных сторон (родителей, детей, попечителей, внешних экспертов),
- выводы основываются на количественных показателях и доказуемых данных,
- полученные данные сравниваются с показателями лучших образовательных учреждений в соответствующей категории,
- учитывает динамику показателей во времени,
- неотъемлемый компонент стратегического планирования,
- обеспечивает выработку планов действий.
Контрольные вопросы к Разделу 2:
1. На основе анализа Приложения 1 составьте перечень субъектов внутришкольной системы управления качеством:
- список сотрудников (ответственных и привлекаемых) для разработки каждого из перечисленных документов или осуществления названных действий,
- перечень основных мероприятий, которые необходимо провести в школе и вне ее для разработки документов и осуществления действий по формированию внутришкольной системы управления качеством; отдельно выделив элементы уже имеющиеся в практике работы школы (знак – «*»).
Оформите результаты работы в таблице по ниже приведенной форме:
Наименование документа, действия |
Субъекты |
Основные мероприятия (в т.ч. *) |
Ответственный |
Участники |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Проанализируйте содержание программы развития Вашей школы, выделив в ней одно из направлений (проект и т.п.), которое непосредственно влияет на повышение качества образования. Сопоставьте выделенное направление с действующим годовым планом работы, выделив в отдельный список запланированные в нем мероприятия, направленные на достижение нового качества образования. Определите возможные эффекты от проводимой работы.
3. Определите и сформулируйте 5 ключевых принципов кадровой политики Вашей школы (используя в качестве образца пример, содержащийся в тексте программы).
Контрольные вопросы к подразделу 3.4:
1. Определите 5 отличительных характеристик образовательной услуги Вашей школы с учетом имеющихся особенностей; впишите их в таблицу (строки №№6-10). Определите, по Вашему мнению, лучший аналог заявленной услуги. Проставьте баллы, сравнивая каждую характеристику (№№1-10) с выбранным Вами аналогом: 0-2 балла – заявленная услуга значительно уступает аналогу, 3-5 баллов – приближается к аналогу, 6-8 баллов – соответствует аналогу, 9-10 баллов – превышает аналог. Вычислите и впишите средний балл в таблицу:
№ п/п |
Характеристика заявленной услуги |
Ваша оценка в баллах |
1 |
Безопасность, страхование |
|
2 |
Экологичность |
|
3 |
Эстетика, дизайн, культура обслуживания |
|
4 |
Профессиональный уровень персонала |
|
5 |
Цена |
|
6 |
|
|
... |
|
|
8 |
|
|
Средний балл |
|
По материалам: Дирекция Программы «100 лучших товаров России»
2. На основании материалов Раздела 3.1. оцените возможные трудозатраты, необходимые при подготовке школы к участию в Программе «100 лучших товаров России», по следующим составляющим:
- перечень школьных документов, которые могут быть включены в конкурсный пакет,
- возможный состав группы внутри школы по подготовке к номинированию в Программе «100 лучших товаров России».
3. Составьте по выше приведенному образцу (Приложение 1) краткую характеристику образовательной услуги школы (объем не более 2000 печатных знаков).
Контрольные вопросы к подразделу 3.5:
1. Проанализируйте содержание 8 основных понятий TQM - Всеобщего управления качеством и оцените степень соответствия им школы по пятибалльной школе (1 балл – минимальное соответствие, 5 баллов – максимальное соответствие), результаты внесите в таблицу, подсчитайте средний балл для всех восьми показателей и наметьте 1-2 приоритетных направления развития в краткосрочной перспективе:
Принцип |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Балльная оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Определите на основании анализа сведений в Приложениях 1 и 2 определите «сильные стороны» (не более 5) и «области, где можно ввести улучшения» (не более 3) в работе школы- конкурсанта, исходя из проставленной экспертами балльной оценки. Оформите результаты в виде таблицы:
Сильные стороны |
Области, где можно ввести улучшения |
|
|
|